Общественный транспорт в Москве

Jun 21, 2010 11:15

Предисловие.

Данный пост ни в коем случае не подается с претензией на объективность.
Это лишь моя точка зрения, основанная на моих впечатлениях и (немного) на общении с другими москвичами и приезжими.
Речь пойдет об общественном транспорте в Москве и ближнем Подмосковье, а именно:
ТАТ - Троллейбус, Автобус, Трамвай; Электрички; Метро; Маршрутные такси и автобусы; Бесплатные автобусы до куда-нибудь



Ситуация и основные факторы-проблемы.

Москва - это большой город с огромным количеством людей, большим количеством всевозможного транспорта,
кучей всевозможных шоссе, проспектов, бульваров, улиц, переулков, тупиков, проездов и т. п.
И так уж сложилось, что в России у нас две проблемы: Дураки и Дороги (С).
Однако если с первой проблемой смириться или справиться легко, то со второй беда. И беда многогранная и серьезная.
Я не буду выуживать и выдавать здесь точных цифр, данных статистики и т.п. Только качественно. Т.е. словесно.

Первое: машин много. Слишком много. Гораздо больше, чем дорог для них (на мой взгляд). И машин становится все больше.
Если пять лет назад я мог себе позволить встать в 7 утра, выйти в 7:30 и точно знать, что через 30-40 минут я доеду до метро, то сейчас на это не хватит и полутора часов.

Второе: рост количества личного транспорта - гораздо быстрее, чем рост количества и качества транспорта общественного.
Как часто автобусные парки покупают новые автобусы и набирают новых водителей?
И как часто семьи покупают себе машину? И сколько таких семей с хотя бы 1 автомобилем? В некоторых семьях - более 1 авто..
А Как часто открываются новые ветки метро, появляются новые маршруты, строятся новые улицы или полностью ремонтируются и расширяются старые дороги?

Третье: много людей. Метро создавалось с тем расчетом, что там будет ездить в каждом вагоне человек по 30-40 отсилы. Т.е. все сидячие места в вагоне и пара человек еще стоят. А как на самом деле? Вагоны забиваются битком, на некоторых станциях/ветках в часы пик в принципе зайти не то что в поезд, а даже попасть на станцию - займет не 5 и не 10 минут. Про автобусы и троллейбусы, в которые народ набивается, как селедки в бочку - я вообще пока молчу.
А население Москвы растет неуклонно (и за счет приезжих в том числе).
Четвертое: много мест. В Москве всего много: всевозможные здания, дома, улицы, торговые центры, станции метро, парки, музеи (я не буду перечислять все объекты, ладно?) И до всего этого люди не всегда смогут или захотят дойти пешком/доехать на роликах, велосипедах и тп. Человек мобильный, как говорится. Сел, проехал пару десятков км, вылез, пересел, еще пара км, и вот он на работе.. или в универе.. без разницы.

Четвертое: кривые расписания, невозможность справиться с резко возрастающей нагрузкой.
Более подробно остановлюсь на этом чуть позже, пока только общие моменты. Помните терракты, когда взорвали 2 станции метро? Что тогда произошло? Транспортный коллапс - кричали СМИ. И это правда. А ведь закрылась одна единственная ветка метро и то не вся. Результат? Пробки, пробки, пробки, полчища обезумевшего народу и охреневшие таксисты, задиравшие цены, чтобы наживиться.
ЭТО РАЗВЕ НОРМАЛЬНО ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО МЕГАПОЛИСА?

Предварительные выводы.

На мой взгляд, транспортной проблемы в многомиллионном городе, тем более -в столице - В ПРИНЦИПЕ БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО.
ИЛИ ОНА ДОЛЖНА РЕШАТЬСЯ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ.
Почему? Потому что.. что такое транспорт по сути своей? Это - движение. Движение - это жизнь(С)
Нет движения - нет жизни. В бесконечных пробках теряются драгоценные минуты, часы. Которых никто и никогда Вам не вернет.
В жутких давках и вечных склоках из-за того, что наступил на ногу, толкнул, не уступил место и т. д. - треплются Ваши же нервы, страдает Ваше здоровье.
Обилие машин гробит воздух (я не верю в эти все экологичные виды топлива и стандарты Евро-Х).
Попробуйте постоять пару минут около какого-нибудь Ленинского проспекта в пробки и подышать полной грудью.
Или около выхлопной трубы автомобиля вдохнуть разок глубоко. Что с Вами будет? Не понравится, наверное, да?
А почему тогда с этим миримся ежедневно? Почему сами же являемся участниками этого? Покупаем машины..

Нельзя, нельзя давать людям такую прорву возможностей, чтобы купить машину, при этом делая так мало, чтобы было, где этим машинам ездить.
Нужно постоянно строить новые дороги, ремонтировать старые, нужно грамотно планировать градостроительство, чтобы не приходилось потом расширять построенную дорогу, потому что она вдруг перестала справляться с нагрузкой.
- я понимаю, что очень легко мне сейчас сидеть за компом и писать это все, а делать - не так-то просто-

Итак, транспортной проблемой в Москве надо заниматься.
Вкладывать туда гораздо больше средств, сил, занимать этой проблемой больше людей.
Я не думаю и не утверждаю, что этого не делается.
Наверняка, есть компетентные люди, работающие в солидных организациях, в чьи задачи входит решение тех проблем, о которых я тут расписываюсь.
Но, видимо, их усилий недостаточно. Или дело в чем-то еще. Тут уж не знаю.

Метро.

Почему я начал с него? На мой взгляд, вид транспорта в Москве самый лучший. И мой любимый
+ Пробки принципиально невозможны
+ Позволяет гарантированно быстро добраться до нужного места
+ Четкие интервалы движения поездов вместо мудреного расписания
+ Единая стоимость оплаты - купил билет и езжай куда хочешь или катайся весь день. Цена вполне приемлема, вариантов билетов и льгот - достаточно.
+ Красивейшие станции, фирменные поезда
+ Интеллигентные и ответственные машинисты
+ Грамотная и продуманная система вентиляции. Не помню, чтобы мне было душно в вагоне хоть раз. Даже в часы пик.

-- В часы пик - слишком много народу. С этим ничего не поделаешь, расширять вестибюли станций, добавлять новые станции, ветки, поезда - решение, но дорогостоящее и пока, к счастью, не необходимое.
-- Нету туалетов и мусорных ведер. Понимаю, не предмет первой необходимости, но все же.
-- Слабо отлаженная система охраны и контроля. Бабушки, сидящие в будочках метр на метр у турникетов и у эскалаторов никогда не справятся даже с одним среднестатистическим нарушителем. А пока они засвистят, пока подоспеет милиционер, уже будет поздно. Если на станции серьезная драка или потасовка - то 3-4 милиционера далеко не всегда способны разрешить ситуацию. А если в поезде, летящем по тоннелю - то тогда пока не прибудет на станцию, милиция сделать вообще ничего не может. И конечно же воры и карманники. Единичные случаи, когда их ловят за руку или подхватывают на проверке документов. Ну и так далее.
-- Шумно. Уже неоднократно говорилось о том, что в Московском метро шумовой порог превышает норму. Это вредно для слуха, для нервов..
-- Бомжи, пьяницы. Не знаю, может быть, у них договор какой-нибудь с метрополитеном, но по-моему, их со станций, из вагонов, с подуличных переходов надо выгонять. Даже чисто из соображений санитарии и гигиены. Один бомж способен "завонять" целый вагон. Так, что в нем ехать будет нереально или очень не комфортно.
- Мелочь, но все же. Когда поезда новой модели тормозят, они адски свистят. ЗАЧЕМ???

Автобусы и троллейбусы.

Больная тема. Не люблю их, но без них никак.

+ Позволяют добраться до метро :) или до нужного места. Сеть охватывает практически весь город.
+ Удобная оплата проезда и грамотная ценовая и льготная политика
+ Кое-где расписание, кое-где интервалы. Если соблюдаются - то очень удобны.

-- Вид транспорта, наиболее подверженный пробкам. И отчасти их создающий
-- Бабки. И дедки. Особенно с большими тележками и в час пик. Ну неужели так трудно поехать в то время, когда народу поменьше? Всем же удобнее.
-- Хамоватые водители, не всегда умеющие свободно и связно говорить по-русски
-- Если кто-то не догадается открыть окно или люк в жаркую погоду - народ будет дружно вариться, тушиться и т.п.. Если кто-то не догадается закрыть люки и окна в дождь, то народ будет дружно замачиваться.
-- (только для троллейбусов) Понимаю, объясняется технологией, но все же. Жесткая привязка к одному-двум правым рядам дороги. В случае, если перестроится левее - отцепится от проводов и .. ппц. Однажды я наблюдал такую ситуацию: В правом ряду стояла сломавшаяся маршрутка. За ней выстроилось 22 (считал!) троллейбуса. Они просто не могли ее объехать!
ИМХО, троллейбусы вообще штука не очень-то нужная. Помимо того, что они воздух не загрязняют, у них никаких преимуществ перед автобусами нет, а недостатков - масса..

Трамваи.

Не очень эффективный, но весьма романтичный и довольно комфортный вид транспорта.

+ Имеет некое "особое положение" в силу того, что ездит по рельсам. Соответственно, от части пробок защищен изначально. Но если попадет - ппц.
+ Ехать в трамвае комфортно. И даже в каком-то смысле романтично. Не знаю. Мне просто нравится в нем ездить))
+ Экологически чистый вид транспорта.
+ Довольно надежный и стабильно работающий. В принципе, при должной организации, наверное, мог бы считаться наземным аналогом метро, но увы..
+ (общий с плюсом троллейбусов и автобусов). Если есть проездной - можно вообще не заморачиваться. Благо, у мосгортранса система оплаты единая..

-- (В силу технологии, но все же). Не могут объехать пробку или препятствие на рельсах (см. "не трамвай, объедешь"), зависимость от рельс и электричества.
-- Хамы трамвайные (это не легенда, проверял) + бабки и дедки, считающие, что уж в трамвае им просто обязаны уступать, а иначе - враги народа (проверял)
-- Несмотря на комфорт и удобство, иногда неприятно дребезжащий, постукивающий и т.д. А какой у него сигнал.. это дрррррынь меня просто выносит.
-- Я так и не понял смысл турникетов в трамваях из двух вагонов. Да и вообще смысла двух вагонов.. или уж тогда кондуктора-контроллера во второй.

Электрички.

О да. Специально оставил их напоследок. Почему? У меня к РЖД претензий ну ооооочень много. Но тем не менее преимуществ у электричек не отнять.

+ Быстрота, надежность. Сел в электричку - доехал до нужного места. Это почти аксиома. Из своего района (на окраине Москвы) я на автобусе могу тащиться до метро хоть час, хоть два по пробкам. Сев в электричку, я буду в метро уже через 20 минут.
+ Комфорт. Не трясет, не болтает (как в другом наземном транспорте), нет нервирующего шума (как в метро)
+ Относительная чистота и ухоженность вагонов. Может мне везло, но мне всегда попадались чистые вагоны, нормальные целые сиденья. Раз в жизни видел в электричке разбитое окно. Надписи на стенах и сиденьях меня не напрягают.
+ В вагонах обычно есть мусорки и туалеты (знаю, не всегда и не во всех). Конечно, не фонтан, но это лучше, чем ничего.
+ Природная вентиляция. Открыл окно - получай свежий воздух. Сколько угодно.
+ (субъективное) Покупая билет, имеешь несравненное садистское удовольствие наблюдать, как зайцы бегают от контроллеров. Иногда изобретательность первых и упорство вторых просто поражают.
+ В электричках ОЧЕНЬ часто продают чего-то полезное, что обычно надо было бы долго выискивать. Или очень вкусное..
+ Это наиболее удобный способ попасть в Область общественным транспортом. И наверное, оптимальный по соотношению цена/быстрота/удобство
(впрочем, о транспорте в Области и между Москвой и областью буду писать отдельно, пожалуй)

-- РАСПИСАНИЕ-1. Не понимал, и, наверное, никогда не пойму, на кой черт нужен перерыв в несколько часов по будням. По утрам. Очень бесит и очень много неудобств доставляет.
-- Электрички и экспрессы. Я не знаю, может это опять-таки только мне кажется, что ЛЕГКО можно было бы переделать расписание так, чтобы электричка не стояла на какой-нибудь станции, ожидая, пока проедут все экспрессы.
-- Непонятные пропуски остановок. Я опять-таки не понимаю, на кой черт надо пускать электрички, которые пропускают, скажем, 3 остановки из 40. Ну зачем? Голову народу поморочить?? Или что? Некритично, но опять-таки..
-- РАСПИСАНИЕ-2. Почему нельзя разбить сутки на несколько промежутков, в каждом из которых будет определенный интервал движения? Зачем эти заморочки с точным временем прибытия каждой электрички?
-- РАСПИСАНИЕ-3. Разницу по выходным и будням я еще могу кое-как уяснить и понять. Но зачем менять расписание в течение года (в связи со сменой сезона)
-- БИЛЕТЫ-1. Ущербные чекообразные билетики со штрих-кодом морально устарели, Вам не кажется?
-- БИЛЕТЫ-2. Льготы. Ну вот объясните мне, раз есть льготы для студентов.. что, студенты летом не ездят? Смысл-то тогда какой? Получается, я 9 месяцев покупаю билеты со скидкой 50%, а 3 месяца - полные. За-чем? Странный способ увеличения прибыли, если честно. Зайцев только плодить..
-- БИЛЕТЫ-3. Разная стоимость. В этом есть и свои плюсы - можно брать билет до ближайшей, а ехать до конечной (грубо). Даже, если и будет контроллер - есть шанс не попасться. НО. Я не специалист, но не думаю, что буду так уж далек от истины, что электричке пофигу, едешь ли ты 4 остановки или 8. А если разница в затратах на это и есть, то не настолько большая. Поэтому деление на зоны с разной стоимостью билетов меня убивает просто. Ладно бы сделали пару зон и успокоились. Но нет блин, надо десяток (а то и больше), даже если в одной зоне - всего одна станция.

Исходя из вышеназванных минусов могу сделать вывод: РЖДшникам, видимо делать нечего больше, как устраивать мозговой секс с расписанием, с билетами и т.п. Но это не все еще..
-- Я, может быть, сноб или как там это называется.. но меня несколько напрягает быдловатость народа, ездящего в электричках. Да, да, комплекс Москвича, но откровенная деревенщина, считающая, что она круче и может вести себя как ей вздумается (и при этом сидящая прямо передо мной) меня весьма раздражает.
-- Небезопасно. Электрички - место, где меня первый (и единственный) раз в моей жизни ограбили. Понимаю, что держать милиционера в каждом вагоне - нереально. Пара-тройка милиционеров, раз-другой проходящие из конца в конец и отлавливающие лиц неславянской наружности - сомнительная мера, на мой взгляд.
Ладно, хватит, пожалуй.

Предварительный вывод.
Как ни крути, но лучшего вида транспорта, чем электрички и метро, чтобы быстро и гарантированно добраться до нужного места, не найти.
И приходится поступиться с раздражением от битком набивающихся в часы пик вагонов метро и от разношерстной толпы на вокзалах и в вагонах электричек.
....

Про маршрутные такси и автобусы.

С ними все просто и понятно. Они более свободны в движении по маршруту, нежели автобусы, троллейбусы и трамваи.
Как правило, они несколько быстрее (особенно "Газели"), хотя водят там довольно-таки экстремально иногда.
И за них в любом случае приходится платить (обычно это 25 руб за разовый проезд).
Жаль, конечно, что нет никаких многоразовых проездных, нету льгот, но может они и не нужны..
Так или иначе, если есть лишние мелкие деньги и нет желания давиться в электричке, то это вполне подходящий (и оптимальный!) вариант.
И да, в маршрутках водители особенно колоритные.. :))) Иногда - в хорошем смысле, иногда - в плохом..

Пожалуй, пока на этом закончу.

P.S. И не забываем, это всё - лишь ИМХО;-)

тат, метро, транспорт, плюсы и минусы, электрички

Previous post Next post
Up