Земля и земляки

Jan 29, 2012 03:26

Нынешний январь в Калининграде с трудом можно назвать традиционными рождественскими и новогодними праздниками. Скорее речь должна идти о необычно яростной битве за областной центр: вторая «гражданская» война, развязанная «сельскими» против «городских», вступила в решающую фазу. Пример конфликта, существование которого неубедительно и неискренне отрицают обе стороны, хорошо описан в фильме «Горец» - «В живых должен остаться только один» - и грозит взаимным уничтожением стоgрон.
Летопись военных действий, развязанных областными властями против основного муниципалитета региона под различными как бы законными предлогами, уже опубликована в СМИ, поэтому подробно описывать ее смысла уже нет. Нам, как жителям этого города, будет гораздо интереснее найти корни этой истории, вырвать их и хорошенько рассмотреть - что же именно так интенсивно надеется отравить калининградцам жизнь?
Оказывается, все началось давным-давно, когда подавляющему большинству калининградцев фамилии Цуканова и Ярошука еще ни о чем не говорили.Больше 10 лет назад, а именно в 2001 году в России вступил в силу новый Земельный Кодекс. Среди прочих уложений, новый закон раздал всем сестрам по серьгам и разделил собственность на землю страны между властями всех мастей: досталось и муниципалам, и регионалам, и федералам. Однако, давно известно, что «земля наша богата и обильна, а порядку в ней нет» - в России много земли, которая неизвестно кому должна принадлежать. Такая государственная собственность называется неразграниченной и согласно общему правилу Земельного Кодекса ею распоряжаются местные власти, а именно муниципальные районы и городские округа. Однако, когда разрабатывали Земельный Кодекс, некоторые административные центры некоторых субъектов РФ не были городскими округами, а числились простыми городскими поселениями. Чтобы не возникло правового вакуума на части территории России, в закон было специально введено положение о том, что в таких городах неразграниченными землями распоряжаются органы местного самоуправления городских поселений или органы госвласти субъектов РФ, при этом дословно было написано так: «Распоряжение земельными участками, собственность на которые не разграничена … осуществляется органами МСУ, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение … осуществляется исполнительными органами госвласти субъектов РФ».
На заре времен, а именно в 2001 году все читали текст Земельного Кодекса дословно: в народе это называется «как пишется, так и слышится». Но уже к концу 2003 года, когда региональные и местные власти четко осознали, что кормятся из одной полупустой бюджетной тарелки и еды на всех однозначно не хватает, в России наконец была принята новая редакция закона «Об общих принципах местного самоуправления в РФ». Этим законом городские округа были также отнесены к поселениям. И естественно, что губернаторы воспользовались ситуацией, чтобы отнять у местных властей право распоряжаться городскими землями. Муниципалитеты не спешили исполнять требования Градостроительного кодекса - повсеместно отсутствовали правила землепользования и застройки, городские администрации находили массу причин для того, чтобы избежать выставления участков под застройку на аукцион. Прямой контакт застройщика и чиновника при предварительном согласовании места размещения объекта строительства в условиях повышенной мутности воды правого болота оборачивался откровенной ловлей золотых рыбок, причем как с той, так и с другой стороны. По-научному это теперь называется коррупционной составляющей. И, конечно же, единственной причиной, по которой губернаторы отбирали право распоряжения землей у местного самоуправления, было желание задушить коррупцию в корне - по крайней мере, населению внушалась именно эта идея.
Нужно сказать, что Калининград - один из тех городов России, что довольно быстро восприняли идеи нового законодательства. Титанические усилия муниципальных властей, знавших, что именно стоит на кону, увенчались успехом уже в начале 2006 года - был принят генеральный план города. Дальше, правда, дело застопорилось: заинтересованные в коррупции местные застройщики, неожиданно осознавшие, чем им грозит наведение порядка, стали бешено сопротивляться, и подготовленные спустя год после утверждения генплана правила землепользования и застройки по понятным причинам долго не могли миновать этап слушаний и утверждения. В общем, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло: в Калининграде неожиданно появилась крупная рыба - губернатор Боос, который приказал подготовить проект о передаче полномочий по неразграниченным землям областному правительству. После этого процесс принятия правил землепользования и застройки пошел очень быстро и уже летом 2009 года они были утверждены: все участки для строительства выставляются на аукционы, а по тем, что не связаны со строительством, публикуются подробные объявления, по которым также могут быть объявлены аукционы при наличии нескольких заинтересованных сторон. В результате, «опоздавший» законопроект упокоился в одной из бесчисленных архивных папок и так бы и сгинул, если бы не произошла смена областного правительства…
Как бы кто не относился к прежнему руководителю области Георгию Боосу, но даже его искренние враги признают, что как губернатор он был человеком высокого полета, ставившим перед собой в первую очередь цели и задачи государственного уровня. Вместо него в региональную власть пришли люди, скажем прямо, с диаметрально противоположными качествами. Наиболее позитивной характеристикой в описании нового правительства было «местные, а не москвичи» - Боос, несмотря на запоздалые попытки, земляком так и не стал.
И вот, «земляки» решили заставить восстать из гроба несостоявшийся законопроект по передаче прав на неразграниченные земли от муниципалов областным властям. Что же не устраивает земляка-губернатора сегодня?
Из уст различных членов команды «сельских земляков» и примкнувших к ним городских олигархов-перебежчиков звучат обвинения в неэффективном использовании земли и нежелании предоставлять земельные участки для реализации инвестиционных проектов. Однако осведомленные граждане над этими заявлениями посмеиваются: ничто не мешает губернатору обратиться в администрацию Калининграда и предложить сформировать и выставить на аукцион земельный участок для того или иного инвестиционного проекта. Только вот обращений таких, за исключением разве что требования выделить участок для строительства стадиона для ЧМ-2018 до сих пор не было. Областные чиновники попрекают городских, что до сих пор не сформированы участки для гостиницы и фан-зоны. Но упреки приобретают новый смысл, если задуматься о том, что до сих пор нет проекта планировки зоны стадиона, за который отвечает правительство. А без него создать участки невозможно ни практически, ни теоретически. Объяснить, что подразумевается под неэффективностью управления землями, земляки не в силах. Размер арендной платы высок до чрезмерности. Земель, свободных для застройки практически нет, а те, что есть, не обеспечены сетями. Кстати, обязанность по части сетей и сооружений лежит на областных властях. Не сдан в эксплуатацию коллектор от территории бывшего ЦБК, не построена главная насосная станция, отсутствуют новые очистные сооружения для Южного района в Поддубном…
Заход с другой стороны: Александр Башин, нынешний глава областного агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию и, фактически, главная боевая единица губернатора в данной спецоперации против властей Калининграда, обвинил муниципалитет в неэффективном сборе арендных и прочих платежей - накопили долгов на 162 млн рублей. Однако и здесь земляки решили совершить покушение с негодными средствами: сведущие люди в курсе, что это в основном долги по пени. А устанавливается эта пеня постановление Правительства Калининградской области - в размере 0,5% от суммы долга за каждый день просрочки платежа, что составляет ровно в 10 раз больше той неустойки, что предусмотрена Земельным Кодексом. И власти Калининграда неоднократно обращались к губернаторам, в том числе и к Николаю Цуканову, с просьбой снизить неадекватную пеню, давящую экономику областного центра и разоряющую предпринимателей… Особенный смех вызывает то, что неэффективности говорят представители того правительства, которое прославилось странными операциями с землей в области - буквально на пустом месте в Калининграде появились миллиардеры, потому как губернатор росчерком пера превратил их участки из сельскохозяйственных в предназначенные для строительства. Бюджет же от этого странным образом ничего не получил кроме туманных налоговых перспектив.
Перечислять воображаемые причины необходимости законопроекта, взбредающие случайным образом в головы «земляков», славящихся своим интеллектом и образованностью, можно бесконечно - новостной эфир забит новостями из серии «удивительное рядом». Лучше обратимся к четырем реальным причинам происходящих событий:
- безудержная жажда отлупить городских, чтобы понимали, кто тут главный (корни этого таятся в загадочной русской душе и обычно проявляются в пьяном мордобое на сельских дискотеках);
- использование служебного положения при защите земельных интересов «своих людей»
- позитивная реакция на жалобы арендаторов;
- вполне естественное желание перехватить золотые ручейки, начинающие журчать, когда арендаторы приходят продлевать договоры аренды.
Четвертая причина вполне понятна. Стоит только намекнуть: прошло три года, строить не начали, не надо прикрываться кризисом, город имеет право не продлять договор - и вот оно - зажурчало, заблестело, зашуршало, только тару подставляй. Третья тоже лежит как на ладони. Есть жалобы? Конечно, есть - чтобы в таком вопросе как земельный, жестко завязанном на кровные деньги, все были довольными - это из области фантастики. Еще со времен губернаторского засланца Лапина, перехватившего управление Калининградом, городской земельный комитет выстроил систему жесткого, вплоть до карательного, отношения к арендаторам. Плюс ко всему администрация только-только начала избавляться от практики длительных проволочек с оформлением документов - иные постановления готовятся по полгода. Но весьма сомнительно, что с такими жалобами арендаторы ходят в правительство области.
О второй причине говорить довольно сложно, поскольку она лежит в области умозрительных рассуждений. Но частота столкновений фирм, близких интересам отдельных министров правительства губернатора Цуканова с городскими властями, напоминающая мелькание иглы в швейной машинке, не заметна лишь слепоглухонемым. И поскольку энергия этих конфликтов не возникает из пустоты, и не исчезает бесследно, логично предположить, что из законопроекта торчат уши одного из министров, имеющих личный интерес к городской недвижимости и, ко всему прочему, пылающего личной ненавистью к Александру Ярошуку и его администрации. В конце концов, все мы прекрасно помним знаменитое: «раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживлённым, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы. Если шум и брань приносят прибыль, капитал станет способствовать тому и другому». Впрочем, размышления в этой области - сфера деятельности прокуратуры и следствия.
В общем, рациональные причины появления нового закона об отъеме фактически городских земель в ведение областного правительства исчерпаны. Чем руководствовался губернатор? Ведь трудней всего попытаться навести порядок, проконтролировать, наказать виновных. Да и по всему видно, что не преследует он этих целей. На войне, как на войне. Его абсолютно не заботит, что закон получился до убогости плохой и, скорее всего, будет позорно отменен по заключению прокуратуры или через суд из-за несоответствия федеральному закону. Ему не важно, что после того, как областные власти буквально высосали все налоговые доходы города и тот вынужден сводить концы с концами в дефицитном бюджете, у Калининграда остался только один ресурс для развития и обеспечения социальных программ - неразграниченная земля в округе. Ему не придется смотреть в глаза многодетным семьям, которым сейчас обещают участки под строительство в Калининграде - хотя в правительстве прекрасно понимают, что никто никаких участков не получит (на этих территориях нет инженерных сетей). Проблемы тысяч арендаторов, сорванных с места в очереди на подписание и переоформление договоров при замене стороны арендодателя, ему неинтересны. Не доходит до губернатора видимо и тот простой факт, что победа будет пирровой - право формировать участки по федеральному закону все равно останется у города и поэтому инвестициям грозит ситуация «выжженной земли», на которой никогда ничего не вырастет.
Так почему же губернатор решил фактически уничтожить перспективы экономического развития областного центра? Осталась единственная причина , по которой продавливается законопроект - священное безумие берсерка, сражающегося в войне городских и сельских. Противостояние с Александром Ярошуком стало носить уже какой-то клинический характер. «Земляков» не пугает даже негативное влияние закона на предстоящие выборы президента - калининградцы в большинстве своем после подсказок СМИ прекрасно поняли: мэр может смениться, а земли уйдут из Калининграда навсегда вместе с возможными доходами. Впрочем, не исключено, что именно из-за этого влияния и протаскивается закон - чтобы Калининград совсем «провалился» на выборах. Ведь чем хуже, тем лучше.
В любом случае, очевидно, что дальше так продолжаться уже не может и изнутри ситуация не разрешится. В греческих трагедиях в тупиковых ситуациях применялся прием «Deus ex machina» - как черт из табакерки выскакивал «бог» и наводил порядок, пресекая разброд и шатания среди действующих лиц. Чтобы спасти президентские выборы в Калининграде, «бог» должен выскочить в ближайшие дни, иначе откровенно неуправляемые «земляки» сделают «день гнева» в областном центре неотвратимым.

коррупция, Морозов, Ярошук, закон, земля, Цуканов, Калининград

Previous post Next post
Up