Новогоднее путешествие в Архангельскую область.Часть II

Jan 21, 2010 01:32



Продожение путевых записок о зимнем авто-путешествии на север.



Часть первая.

Вершинино-Архангельск.

С утра собираемся и выезжаем в сторону Архангельска. На улице потеплело после вчерашних -30, машина завелась без проблем. Едем в сторону трассы Р1. По пути останавливаемся посмотреть мост на городнях в Корякино. Перед понтонной переправой через Онегу уходим левее на Бережную Дуброву. Тут сохранилась большая деревянная церковь 16 века. Доезжаем до деревни, находим церковь. Темнеет. Картина мрачноватая. Подходим к церкви, она в строительных лесах. Нам на встречу идут пожилые мужик с женщиной. Интересуются кто мы и откуда. Узнав, что из Москвы, женщина просит написать письмо патриарху, чтоб выделил средств на восстановление церкви. Мужик смеется.

Церковь 16 века в Бережной Дуброве.



Осмотрев церковь, едем обратно к понтону через Онегу. Перебравшись на ту сторону едем в Конево, что уже на Р1, где заезжаем в кафе, чтоб перекусить. Кафе пустое, только занят один столик местной молодежью, которая пьет пиво. Поели, едем дальше. Дорога Р1 неплохого качества, встречных машин не много. Перед Плесецком заезжаем на Роснефть. Подъезжаю к дизельной колонке. С другой стороны подъезжает мужик на дизельном ГАЗоне и предлагает заправиться по 14 р. На Роснефти цена 19,60. Не долго думая заправляю 50л солярки, мужик расплачивается казенной картой, с меня берет 700р. Все довольны. Едем дальше. Проезжаем Плесецк. Едем через Самодед на Брин Наволок, где Р1 пересекается с М8. Выехали на основную трассу. Тут везде асфальт в отличии от Р1, но трафика намного больше и лежит снег на дороге. Встаем в хвост автобусу пилящему 80 и неторопливо катим к Архангельску. По дороге встречаем несколько аварий с улетевшими с дороги машинами. К позднему вечеру приезжаем в Архангельск. Тут дует сильный ветер и -12, но очень холодно, видимо из-за влажности и ветра. Доезжаем до забронированной гостиницы Беломорская и заселяемся. Номер двухкомнатный с санузлом и отдельной гардеробной. Отыхаем с дороги.

Архангельск. 31 Декабря. Новый Год.

На следующий день едем смотреть Архангельск. Дороги в городе - жопа. Областные грейдера отдыхают. Как тут народ ездит на низких недоприводах ваще не понятно. Смотрим набережную Двины, речной вокзал, ледоколы пришвартованные к пристани.

Ледокол.



Переправа через Северную Двину



В районе мыса Пурнаволок пиротехники готовятся к новогоднему салюту, который должен начаться в 3 ночи 1го января.

Anna_Laxmi, как модной телке и любителю ночной жизни, приспичило отмечать Новый Год обязательно в ночном клубе или схожем заведении. Мы катаемся по городу в поисках оных мест. Но по всем выписанным из справочника адресам, заведения не существуют или работают только летом. Обедаем на одной из центральных улиц, и возвращаемся в гостиницу. Там коротаем время за просмотром к/ф "С легким паром" и других передач из зомбоящика до 11 вечера, далее едем искать последний ночной клуб, в который вроде как удалось дозвониться. Клуб оказывается в адской промзоне окруженный ангарами с автосервисами. Сюда начинают съезжаться зубилы набитые местными пацанчиками и их чиками. Ары на входе говорят, что мест нет. Ни разу не расстроившись едем обратно в гостиницу. Подъехав встречаем УАЗ-Патриот с московскими номерами в наклейках. Ребята заселяются. А так как это все происходит за 5 минут до НГ, бежим к себе в номер, где припасены мандарины, шампунь и немного другой еды. Встречаем НГ под бой курантов на голубом экране. Через часок идем в гости к людям с Патриота, как с ними и договаривались. Два молодых чувака и мужичок едут в Мезень и далее по кругу (это такой маршрут есть). Сюда приехали случайно, т.к. не могли найти жилье на маршруте. Рассказываем им про свой маршрут. В это время в номер заходит молодой, непонятный, сильно пьяный перец колхозной внешности с батлом шампуня. Тут же предлагает выпить:) Мужик с Патра ссылаясь на то, что им рано вставать, выпроваживает перца из номера и нас вместе с ним:)) Перец предлагает идти к нему в номер бухать. Т.к. делать нечего, а до салюта остается еще 2 часа, идем к чуваку в номер. Заходим, на столе стоит крепкое бухло, салатики, на полу куча бычков, пепельница упала, а собирать ему было впадлу;) Чувак начинает пить шампанское, параллельно рассказывая, что сам он родом с севера, но живет сейчас в Москве, сюда приехал в командировку, привез на подпись какие-то доки о продаже завода «Звездочка»:) В Новый год лететь не хотел и поэтому остался в этой гостинице и забухал. Далее выясняется, что чувак служил кучу лет в армии, сначала по призыву, потом еще 2 срока сверх нормы. Служил в ВДВ, принимал участие во второй чеченской кампании и в Абхазии. Имеет два пулевых ранения из Абхазии и звания старлея, хотя он надеялся, что дадут кэпа. Наобщавшись с воякой отправляемся к себе в номер, одеваемся и выходим смотреть салют в Архангельске. Едем до самого центра, оставляем машину перед милицейским кордоном и далее идем пешком на центральную площадь, откуда хорошо видно салют. Там также установлена елка и ледяные фигуры. Народу много. Пустых бутылок из под спиртного на земле еще больше. Посмотрев салют, едем к себе спать, завтра ехать в Малые Карелы.

Малые Карелы.

Проснулись не рано, завтрак проспали. Неспешно собравшись едем в Малые Карелы, это музей деревянного зодчества под открытым небом в 20 км от Архангельска. Приезжаем засветло (темнеет тут в 15:00) и быстренько обходим всю территорию, фотографирую наиболее интересные постройки.

Малые Карелы



















Выходим из музея и садимся в машину. К нам подкатывает вчерашний Патриот с ребятами. Они едут в сторону Мезени и остановились увидев наше авто. Перекинувшись парой слов и пожелав друг другу удачи, разъезжаемся. Возвращаемся в Архангельск, перекусываем в блинной Чайная Ложка (неплохое, кстати, место обнаружено в Питере, Мурманске, Архангельске) и возвращаемся в отель отдыхать. На следующий день просыпаемся пораньше и успеваем на завтрак которым кормят постояльцев с 7 до 10 утра. Внизу в столовой встречаем московских автопутешественников сидящих за соседним столиком включая evg794 . Подхожу к ним, узнаю о планах, рассказываю о своих.

Идем собираться. Собрав вещи иду заводить машину. На улице -25. Дизель заводиться не хочет. Стартер крутит 2 раза, далее аккума не хватает. На всякий случай разогреваю топливный фильтр кипятком из термоса, предварительно обмотам его тряпкой. Машина не заводиться. Скорее всего виноват аккум, позиционируемый производителем, как изделие для экстремально жары, нежели для заполярных зим. Чешу репу. Тут к гостинице подъезжает Диско 2 с evg794 на борту. Иду к ним просить о помощи. Мы привязываем НПху за Диско и проехав пару кругов у гостиницы дизель стартует. Благодарю ребят, прощаемся и мы уезжаем в сторону Онеги.

Архангельск - Верховье.

Заправившись на Луке в городе, едем мимо Северодвинска на Онегу. Сворачиваем в Неноксу - деревню на берегу Летнего берега Онежского полуострова. 15 км узкого петляющего зимника и мы в Неноксе.

Зимник в Нёноксу.



Деревня большая, тут расположились 3 церкви в одном месте.



Фотаем церкви и едем далее к Белому морю, благо оно тут уже совсем рядом. Чем ближе к морю, тем больше военных объектов встречается по пути. На самом побережье тоже находиться большой объект огороженный колючкой. Рядом с ним можно подъехать к морю. Подъезжаем. За колючкой тут же показался вояка и подошел к забору наблюдать за нами. Мы же подошли к заторошеному морю. Сделали несколько фотографий и покатили обратно. Вояка побрел обратно в будку.

Белое море.



Отъехав немного от моря останавливаемя на перекус, и я открываю капот, чтоб понять можно ли его утеплить туристической пенкой имеющейся в кунге. Открыв я обнаруживаю, что выдавило масляный щуп и вокруг него все в масле. Засовываю щуп обратно и звоню знатокам в Москву, узнать что происходит. Один из дизелистов сразу говорит, что у меня перемерзла вентиляция картера и из-за это выбило щуп. Особо не газую, едем в сторону Онеги. Хорошее настроение подорвано. Дорога до Онеги хорошая, последняя треть очень интересная разнообразными поворотами и рельефом, Но мои мысли сейчас о другом - не встать бы тут в глуши при -30 со стуканувшим двиглом:)) Это сейчас смешно, тогда было страшновато.
Проезжаем город Онегу и едем до Глазанихи, где есть последние кафе на нашем пути, перед деревней в которой мы планируем остановиться в гостевом доме.

Верховье. Онежский район.

Перекусив тошним дальше. Доехав до деревни Верховье, сворачиваем в сторону и подъезжаем к гостевому дому. Хозяйка Зайцева Ольга Максимовна провожает нас в дом, все рассказывает и показывает и нас покидает. Дом большущий. Но отапливаемая только одна половина, как это принято в здешних краях. В неотапливаемой части бывший скотный двор, где теперь лежат дрова и находиться сортир. В жилой части 2 комнаты маленькая и большая. В маленькой стоит русская печь и столик, в большой голландка, 5 кроватей и диван. Печи протоплены, не холодно. Заселившись, иду к машине ковырять вентиляция картера. Сняв трубку вижу ледяную пробку на конце соединяющего патрубка. Отдаю Laxmi в дом размораживать. Получив свободную ото льда трубочку, собираю обратно конструкцию. Доливаю вытекшее масло. Утепляю капот картоном и не выключая двигатель ухожу в дом. Далее несколько раз проверяю машину, все в норме. Оставляю включенной на ночь за бортом ниже -30С.
На утро выхожу, все в порядке, дизель тарахтит, температура в норме. Щуп тоже. Завтракаем и садимся в машину едем сторону г.Онеги посмотреть на город и Белое море, которые мы проехали вчера в темноте. Дорога до Онеги красивая, с горочками и поворотами. Иногда видна живописная река и онежские деревни.

Онежский тракт.





Доехав до города открываю капот. Опять выбило щуп. Снимаю трубку вентиляции, она на половину замерзла (как выяснилось позже, проблема лечится утеплением интеркулера, но тогда я этого не знал). Прочищаю лед и мы едем смотреть Белое море. Потом возвращаемся обратно в Верховье. По пути решаю выкинуть вентиляцию картера под капот, для чего необходимо заткнуть отверстие в воздуховоде куда изначально входила трубка вентиляции, чтоб через него не подсасывало воздух в обход фильтра (кто не понял - забейте, не суть). Laxmi, вникнув в проблему, советует использовать пробку из под шампанского. Иду в первый продуктовый, где покупаю бутылку самого дешевого шампанского. Сдираю фольгу и понимаю, что пробка не пластиковая а из пробкового дерева, облом. Едем дальше, останавливаемся у следующего магазина, где я покупаю вторую бутылку, уже с правильной пластиковой пробкой. Приехав в избу, открываем правильное шампанское, выпиваем, затапливаем русскую печь и я иду апгрейдить дизель. Вынул соединительный патрубок, в котором и забивалась пробка изо льда и заткнул отверстие в воздуховоде пробкой от шапмуня. Встала идеально. Трубка вентиляции картера теперь висит под капотом, входящим воздухом не охлаждается и вроде совсем не обмерзает. Закрываю капот, оставляю машину заведенной и идем в заранее протопленную хозяевами баню. На улице тем временем -40. Паримся в бане, моемся. Супер. 25 лет не был русской бане.

После бани идем дальше протапливать дом и ужинать рисом с консервированной кониной, купленной в Арахангельске.
На утро проснулся, на улице адский дубак за -30. Но двигатель у машины горячий. Ничего не перемерзло. Но салон и все, что могло задубеть - задубело. Смотрю на салонный градусник, он показывает минимально зафиксированную температуру -49С. Жесть.

Двое суток грузовичек тарахтел у дома.



Завтракаем, собираемся, садимся в машину и потихоньку едем к дому хозяйки. Машина одеревянела. Доехали, заходим в дом, у хозяйки гости из Архангельска, работники телевидения. Муж говорит, что ночью на градуснике было -44С. Ольга Максимовна ведет нас в свой музей. Это большой дом напротив, в котором собраны различные вещи более чем вековой давности. Одна из комнат оформлена, как кабинет с разложенными документами на столе, а в другой части дома собрана хозяйственная утварь. Дровни, корзины, сундуки, бутыли. Интересно и красиво, но очень холодно, хочется уже ехать, чтоб согреться от тепла дизеля. Расплачиваемся с хозяйкой, даю ей 1000р за жилье(250р с носа за ночь) и 500 за баню. Она берет только 1000, 500 возвращает, говорит что в дороге нам они пригодятся. Это верно. Кстати, всем путешественникам рекомендую ее гостевой дом, особенно в зимнее время.

Верховье - Каргополь

Выезжаем из Верховья. Термометр показывает за бортом -37 -39. Печь включена на полную, но раздеваться в салоне, как мы это делали в -20, не хочется. Из-за адского дубака проезжаем мимо пары отмеченных в жпс точек. Сворачиваем к церкви в Пияле и в Посаде (Турчасово), что на другом берегу р. Онеги. В Посаде через Онегу ведут авто-следы и поставлены вешки вдоль них, но ехать на тот берег не рискуем. Снимаю телевиком церковь и мы едем вперед в сторону Плесецка.

Пияла.



Посад.



Дорога радует видами, но и расслабиться не дает. Чем ближе к выезду на Р1, тем больше дорога напоминает серпантин. Вся дорога в обледеневшем снегу. Самое опасное - не разойтись со встречкой на крутом закрытом повороте, т.к. изменить траекторию движения крайне сложно, а местных шумахеров там хватает. Доезжаем до Р1 и движемся в сторону Каргополя. На Роснефти у Плесецка, где меня заправлял водила ГАЗона, заливаем полный бак соляры и без остановок доезжаем до Каргополя, где заселяемся в гостиницу Чонлима.
Машину ставлю во двор гостиницы, двигатель не глушу. Термометр показывает -37.
Гостиница больше похожа на гостевой дом. Построена неким корейцем имеющим бизес в Люберцах связанный с пиломатериалом. В Каргополь он ездит на охоту и привозит друзей, для этого и отстроил дом тут в 90е годы. Последнее время здание функционирует в качестве гостиницы, постояльцев, особенно в праздники, хватает. При нас же там остановилась только одна пара из Подмосковья. На общей кухне за чаем разговорились с ребятами. Они путешествует на Тушкане(Hyundai Tucson) по Вологодской и югу Архангельской областей. Посидев и потыкав пальцами в карты разошлись спать.

Каргополь - Липин Бор.

На следующий день потеплело на улице было -17 и шел снег. Это очень радовало. Можно было выходить на улицу в расстегнутой куртке и без перчаток. А как поехала машина в -17. Если в -39 она больше напоминала карету, то сейчас мы покатили на представительском Мерседесе. Передачи включались мягко и четко, сцепление перестало быть ватным, печки пришлось убавлять с максимума, можно было ехать без куртки. Мы покатили в Лядины смотреть церковь. Церковь оказалась в строительных лесах, зато на улице была встречена колоритная бабка, которую мы снимали на фото и видео, с ее разрешения самособой.

Жительница деревни Лядины.



После Лядин мы покатили в Морщихинскую, что находится в Каргопольском секторе Кенозерского парка. Дорога стала напоминать дорогу в парк в Плесецком секторе, где мы улетели в кювет. Заснеженный серпантин с десятками крутых поворотов. Почти на каждом повороте следы от улетевшей с дороги машины. По началу мы начали их считать, но потом и вовсе сбились со счета. В одном месте дорога идет по гребню склона а по сторонам раскинулись озера. Это так называемый водораздел Балтийского и Белого морей. С одной стороны хребта вся вода принадлежит бассейну Балтики, с другой - Белого моря.

Дорога Каргополь - Пудож.



Дом у дороги.



Проехав Морщихинскую насквозь мы повернули в Масельгу - самую дальнюю точку парка, куда можно доехать на машине. Оставив машину у кордона, мы пошли по тропе на Хижгору снимать часовню. Зимний лес был заснежен и очень красив. Снимаю природу по дороге.









Поднялись на верх. На вершине холма заснеженная поляна в центре которой стоит деревянная часовня вся в изморози. Фотографирую.

Часовня на Хижгоре.



Подходим к часовне. Дверь отрыта, у входа стоят беговые лыжи. На верху кто-то есть. Заходим, поднимемся на верх в башню по узким деревяным лестницам. Там стоят 2 девицы - лыжницы одна из них фотографирует виды на зеркалку. Выясняем, что в часовню мы попали благодаря этим девицам, т.к. она обычно закрыта, а они взяли ключ в администрации парка и пришли сюда на нее смотреть. То есть нам просто повезло. Мы тоже поснимали вокруг виды и пошли вниз.

Вид с часовни.



Зимний лес.



Затем мы вернулись к машине и покатили в сторону Пудожа. Сначала дорога продолжала сильно петлять, потом мы въехали в республику Карелия и дорога стала довольно ровной, хотя и имела многочисленные подъемы и спуски. Очень красиво. Перед Пудожем посадили местного мужика голосовавшего на дороге. Его надо было подкинуть 5 км до поворота на его деревню. Мужик оказался пьяным, что норма в тех краях и рассказал, что делать в его краях особо нечего, все что могло позакрывалось, и им остается бухать и ловить рыбу. Проехали Пудож и повернули в сторону Вытегры. К этому моменту окончательно стемнело и идея свернуть на Андом-гору потеряла здравый смысл. Тем не менее, мы свернули с трассы и доехали до Андом-горы, чтоб посмотреть в темноте и в пургу на смутные очертания замерзшего Онежского озера с 60ти метрового обрыва. Подошли к обрыву посмотрели и поехали дальше в сторону Вытегры. В Вытегре посреди города объехали аварию, в которой было задействавно полдюжины машин включая фуру. Едем дальше. Трасса Вологда - Вытегра уже не похожа на ту дорогу, по которой мы ехали 11 дней назад. Снег укатан до льда, местами встречается голый сухой асфальт. Ехать можно с приличной скоростью. Докатили до Липиного Бора и заночевали в Гостинице по 250р с человека.

Липин Бор - Москва.

На утро стало еще теплее -14 и шел снег. Позавтракав мы заехали на Лукойл и покатили в сторону Белозерска и Череповца, чтоб не ехать через Вологду. Мельком глянув Белозерск, едем в сторону Череповца. Погода наладилась в лицо светит зимнее оранжевое солнце, едем строго на юг. Дорога хорошая. В Череповце заезжаем в кафе при гостинице Ленинград, что было случайно найдено во время поездки на север 2 года назад. Плотно перекусив в двоем на 200 рублей едем в сторону Рыбинска вдоль водохранилища с мыслью купить копченой рыбы в лавке по пути. Но, к сожалению, копченый рыбы мы не встретили, пришлось купить вяленой. В Пошехонье сворачиваем налево и уходим в сторону Данилова. Гармин предлагает на пол пути повернуть на проселок и идти на Тутаев, а оттуда уже на Ярославль. Сворачиваем с трассы по гармину. Проезжаем деревню, ныряем под деревянный шлагбаум и оказываемся на ухабистой слабо накатанной проселочной дороге судя по всему без покрытия. Ехать быстрее 20км/ч тут затруднительно. Разъежжаться со встречкой проблематично, всего одна колея. Кстати, вот и встречка, в темноте показались огни фар. Возвращаемся назад, благо еще далеко не уехали. На встречу выезжает жигуль классика. Мужики из него сообщают, что дороги тут на Тутаев нету, не смотря на то, что она есть на картах, и ехать надо через Данилов. Чтож, возвращаемся на асфальт и едем до Данилова, а там по М8 до Ярославля. Ярославль проезжаем по объездной, чтоб опять не плутать в перекрытом центре. Выходим на трассу Ярославль - Москва. В Ростове последняя перед Москвой остановка. Закупка кофе и энергетических напитков в придорожном кафе у вокзала и снова в машину и до дома. По дороге сразу бросается в глаза, что не смотря на мороз в -17 асфальт мокрый, а по обочинам отсутствует белый снег. Выглядит как-то непривычно. Ощущения, что возвращаешься из северной чистоты в какой-то загаженный центр цивилизации. Не сбавляя темпа приезжаем в Москву и быстро добираемся до дома, благо пробок в праздники не наблюдается.

Конец. Всем дочитавшим респект и уважуха:)

зима, путешествия, 4х4, россия

Previous post Next post
Up