Итак, уступая
настойчивым просьбам одной незнакомки, коия, как оказалось, анонимно читает мой ЖЖ, продолжая тему настольных игр, которые были нашими спутниками, помощниками и учителями в "золотом времени". Граждане пассажиры, приобретайте билеты на скорый поезд в сказочную страну "Детство"! Поезд отправляется с минуты на минуту!
Сегодня пойдет речь еще об одной замечательной и уникальной настольной игре, в которую мы в свое время просто прям-таки заигрывались. Это "Мафия". Скажу сразу - то, что вы сейчас найдете по поиску в
гугле и
яндексе - не имеет никакого отношения к описываемой вещи. Я сам убил немалое количество времени в попытках найти "мою" Мафию. Без толку. Даже упоминания нигде не нашел. Если кто подскажет линку с какой-нить полезной инфой - буду весьма благодарен.
"Нет никакой мафии!"
(с)Тони Сопрано, глава мафиозной семьи Сопрано, "The Sopranos".
"Это не просто мафия, это советская мафия."
(с)"На Дерибасовской хорошая погода или на Брайтон-бич опять идут дожди".
"Не хотите по-плохому, по-хорошему будет хуже."
(с)"La Piovre".
Собссна, игра "Мафия" была куплена
моим братом и предстала перед нами в виде двух красивых но небольших квадратных полей, стопки таких же квадратных карточек, кучи разноцветных монет, нескольких (но значительно больше, чем в обычных настольных играх) фигурок, и не очень подробных правил. Все это было не в красочной коробке, как сейчас, а в обычном полиэтиленовом пакете.
Поэтому потом пришлось искать коробку под все это дело. Коробку, к слову гря, нашли, но поля в нее не влезали и вечно валялись отдельно.
Благо, опыт работы с невнятными правилами у нас уже был (см.
"Заколдованную страну"), поэтому этот вопрос был закрыт достаточно быстро (тем более, что правила были достаточно несложными). Большинство нюансов аналогично были решены путем логики и разума, и - игра началась.
Суть игры состояла в следующем. Имеем в наличии город, в котором действуют четыре гангстерских семьи: Красные, Синие, Зеленые, и Желтые, каждая из которых представлена четырьмя фигурками соответствующего цвета.
К слову гря, фигурки были сделаны весьма качественно. Особенно для того времени, когда почти во всех играх использовались стандартные конусообразные фишки. Фигурки были ростом примерно в один-полтора сантиметра и представляли собой мужчину в плаще и шляпе, засунувшего правую руку во внутренний карман. Короче, говоря - реальный стереотипный гангстер. Качественнее всего были сделаны фигурки "Красных". Сделаны они были из непрозрачной пластмассы, в отличие от остальных семей, а потому детали были видны лучше. Игорь предпочитал играть именно Красными гангстерами (захвативший сие право по старшинству), а я - Зелеными (утешаясь хотя бы тем, что зеленый был моим любимым цветом).
Игра заключалась в противостоянии этих четырех семей в пределах города, где цель у каждой - заработать бабла больше, чем другие и, по возможности, сжить со свету конкурентов. В ход шло все: подставы, предательства, убийства, и пр. Мафиозо садились на безумно длительные сроки, поджаривались на электрическом стуле, лишались мозгов через незатейливые выстрелы в голову, и т.д. Бабло текло рекой в руки боссу (т.е. вам), благодаря кражам, налетам, грабежам, убийствам, или - наоборот - таяло на глазах из-за регулярных облав на точки торговли наркотой, оружием, бордели, и пр. В общем жизнь кипела и била ключом. Да-да, и, нередко, по голове. Но, обо всем по порядку.
Итак, вы - босс семьи, и у вас в подчинении четыре гангстера.
Несмотря на то, что я тут пользуюсь терминологией "западных" криминальных структур, игра как раз таки про русскую братву. Это видно во всем: Путана на карточке - вылитая русская "девочка по вызову" из 90-х; Свидетель, смотрящий то ли в подзорную трубу, то ли в бутылку - явный синюшный алкаш в русской майке и "семейниках"; Вор, вскрывающий сейф (карточка "Кража") - 100% русский медвежатник 90-х (да и не только 90-х, к слову гря). То же самое по части большинства других карточек - торговцы оружием, аудио-техникой, шампунями, покупатели, и т.д. При этом, пожалуй, единственными исключениями являются Полицейские (коп на фоне небоскреба явно срисован с американского). Комиссар больше похож на персонажа из французских фильмов 70-80-х, Адвокат - вообще хрен знает на кого, чуть ли не на персонажа из мультика. Зато Прокурор - вылитый следователь из "Берегись автомобиля". Еще одна кивок в сторону Америки - электрический стул (в России, как известно,
мораторий на смертную казнь) и безумно длинные сроки, достигающие 300 лет. В Америке считается нормой давать три пожизненных заключения, или лет 200 чуваку, который протянет от силы двадцатку - такая у них судебная мега-система.
Ваша цель (по договоренности игроков): либо заработать определенную сумму, либо нейтрализовать (т.е. засадить в тюрьму или на электрический стул) всех конкурентов. В общем-то, цель может быть любая - как договоритесь. Учитывая количество семей и специфику поля - интереснее всего играть вчетвером (мы нередко играли вдвоем-втроем, но вчетвером - идеальный вариант). К слову гря, о полях. Их два: город и тюрьма. Поле "Город" представляет из себя реальную такую картинку нарисованного в стебном стиле города с полицией, небоскребами, борделями, барами и проходными дворами с валяющимися пьяными обывателями. Поле поделено на 16 квадратов четырех цветов (по количеству семей, да), которые расположены через один друг от друга.
Перед каждым коном, игрокам раздается 4 карточки (по количеству присутствующих членов семьи в банде), которые до начала кона должны быть выложены на "свои" поля рубашкой вверх. Если игроку попались "неудачные" с его точки зрения карточки, он имеет право их обменять на другие. Любое количество карточек, но один раз и только перед началом кона. Поэтому с обменом нужно быть весьма аккуратно: может попасться еще большая дрянь, чем пришла при общей раздаче, которая вам поломают всю стратегию на текущий кон. Но - карточки получены и разложены так, как видится идеальным игроку - пора играть.
Игроки по-очереди (мы разыгрывали на кубике, кто ходит первым и в дальнейшем следовали принципу часовой стрелки) "вскрываются". Т.е. один открывает какую-то из карточек на поле, затем другой, затем третий, и т.д. При вскрытии каждой карточки обычно что-то происходит: кто-то что-то продает, кто-то покупает, кого-то валят, а кого-то грабят. До конца кона все деньги, циркулирующие по событиям на карточках - остаются на поле (т.е. на самих карточках) и забираются владельцами только в конце. Порой, от одной открытой карточки, ситуация меняется кардинально. К примеру, такая милая девочка как Путана собирает со всех карточек вокруг себя по 20 баксов (если на этих карточках, конечно, есть что собирать). При этом, совершенно без разницы, какие карточки вокруг: свидетели, убийцы, грабители, честные труженики, прокуроры, адвокаты или копы. Как известно, трахаться хотят все, поэтому Путана хоть и имеет почти наименьший номинал среди других карточек - может собрать неплохой куш в удачный день.
Номинал - это цифра, которая стоит на большинстве карточек. К примеру "номинал" Грабежа - 200, Кражи - 100, торговца оружием - 40, торговца грамофонами и прочей ерундой - 20, и т.д. На некоторых карточках номинала не стоит, но заработать они могут гораздо больше (или вообще не заработать) - в зависимости от того, "как масть пойдет". В идеале, прибыль может принести ЛЮБАЯ карточка - если ей грамотно распорядиться и предварительно удовлетворить госпожу Фортуну (без которой ни одному настоящему "джентельмену удачи" ловить нечего).
В общем и целом, все выполняют свои функции. Преступные элементы гребут бабло как могут; Путаны - трахают клиентов, Грабители - грабят банки, Ворье - обносит хаты, Торговцы оружием и наркотой - распространяют среди населения опиум и пулеметы, Киллеры - валят конкурентов ("в общем, идет нормальная цивилизованная жизнь"(с)"Братва и Кольцо", да). Слуги закона (Копы, Комиссар, Прокурор) - ловят и всячески преследуют вышеописанные преступные элементы, дабы те слегка угомонились. Помогают им иногда в этом Свидетели - мерзкие личности (описание внешнего вида см. выше), которые вновь заставляют боссов семей понервничать, ибо инициируют повторные аресты и, зачастую, пускают псу под хвост всю блестящую работу Адвоката, который "меня уже почти что спас". Мирные жители торгуют аудио-техникой, машинами, шампунями и прочим хламом (конечно же под патронажем и опекой босса одной из семей, которому и идет доход), не заморачиваясь на тему закона. В ожидании того, когда их грохнет Киллер, чтобы забрать доход себе, или оберет оказавшаяся рядом смазливая девочка с сочной попкой, которую вместо грязного клейма "шлюха", именуют красивым словом "путана". В общем, бараны, фиг с них взять - не реальные ж пацаны с волыной за поясом и пачкой баксов в кармане.
Что же происходит с гангстерами, попавшимися Копу или Комиссару? Их фигурки выставляются на "спалившуюся" карточку, а деньги загребает удачливый "слуга закона". Ясен пень ,что деньги пойдут не в бюджет города и не в сиротский приют, а в карман другому боссу. Ибо в этом "разноцветном" городе вся полиция давным-давно с потрохами купленами самим боссами. И они ее без зазрения совести используют в своих целях, когда такая возможность предоставляется (нет на них
Элиота Несса, да). Если до конца кона никто этих гангстеров не освободит (а сделать это может только Адвокат), ребята поедут в места не столь отдаленные в соответствии с тем, сколько бабла они пытались загрести: за кражу (номинал 100) - на 100 лет, за грабеж (200) - на 200, за торговлю оружием (40) - на 40, и т.д. Прокурор тоже куплен, только этот засранец отправляет сразу в тюрьму, тут уж никакой адвокат не поможет, если попадешься. Вот такая вот тяжкая жисть у наших бандюков бывает.
Адвокат, открытый кем бы то ни было из игроков, освобождает не только гангстеров самого этого игроки, но и всех остальные на поле. Мы выходили из этой ситуации просто: игрок, открывший адвоката сам выбирает - кого ему освобождать от преследования, а кого нет.
Раз уж заговорили о тюрьме, перейдем к другому полю, которая собой и олицетворяет, собссна, "кичу". Выглядит она не менее живописно, чем поле города: вид сверху на тюремный двор зэками на прогулке, по краям которого - стены и несколько окон, а также поля "сроков" - от 10 лет до 300 и - как венец сего мрачного здания - электрического стула. Вот такие у нас долгожители, по мнению разработчиков игры. Человек, попавший в тюрьму, после каждого кона передвигается на предыдущее поле - с 60 лет на 50, с 50 на 40, и т.д. Короче, десяток лет за кон - с плеч долой. На любом сроке своего гангстера можно вынуть с кичи, уплатив соответствующее количество баксов (200 лет - 200 баксов, 80 лет - 80). Казалось бы - зачем платить бабло за "спалившегося" гангстера, сам со временем выйдет, другие ж на воле, чего париться? Все дело в том, что карточки игроку выдаются в зависимости от количества гангстеров "на воле". А значит и заработать возможностей гораздо меньше, при меньшем количестве свободных членов семьи. Единственное исключение в плане "отсидки" - электрический стул (aka "камера смертников"). Попавший туда - не двигается к заветной решетке, за которой сладкая воля, смеющиеся крутобедрые девчонки, шампанское рекой и веселье полным ходом. Он обречен сидеть на этом страшном троне до тех пор, пока за него не уплатят как за максимальный срок - 300 баксов. И даже тогда он не выходит из тюрьмы, а лишь переходит на положение обычного заключенного - т.е. получает срок в 300 лет и начинает двигаться к выходу. К счастью, на электрический стул можно попасть только за убийство и никак иначе.
Безусловно, игра была бы явно недоработанной, если бы из тюрьмы нельзя было сбежать. Для этого в колоде существует специальная карточка (единственное исключение, которое не приносит материальной прибыли). Сбежать можно только из обычной камеры (вне зависимости от срока). Сидящему на электрическом стуле Побег не поможет.
Кстати, сами поля "сроков" разработчиками были несколько не продуманы. Было бы гораздо логичнее и реалистичнее сделать срока от 1 года до 30 (вместо 10-300) и оплачивать их в десятикратном размере. А сажать людей, соответственно, на "свой" номинал, поделенный на 10. Формально это бы ничего не изменило, но выглядело бы лучше и правдоподобнее.
Путана, которая собирает по 20 с каждой карточки вокруг - может набрать аж 80 баксов, а, будучи поймана - сядет лишь на 20 лет. Но даже при таком раскладе, нам казалось, что это не самая хорошая карточка, мягко говоря, поэтому мы поменяли номинал Путаны с 20 баксов на 50%. Таким образом, она собирала с окрестных карточек не по двадцатке, а по половине заработка этих карточек. При удачно открытой карточке в таких ситуациях, Путана загребала весьма некислые барыши.
Все карточки имеют общий дизайн и дифференциацию по цвету. Да-да, цветовая дифференциация тут не хуже, чем в "Кин-дза-дза".
- Красная полоса - криминал. Такая карточка страдает ВСЕГДА, если рядом появляются слуги закона, вне зависимости от того - принесла она прибыль своему владельцу, или нет.
- Желтая полоса - слуги закона. Бравые ребята, которые арестовывают карточки с красными полосами, при возможности, гребут с них бабло, но сами неподсудны. Правда, и тут есть один нюанс. При появлении начальства, сколоченное с ворья и жулья бабло - уходит к начальству. Например, споймал доблестный Полицейский Путану, забрал ее заработок, а саму девочку приготовил к отправке за решетку, к другим антисоциальным личностям. И тут рядышком с копом открывается господин Прокурор. Бабло резко меняет хозяина и переходит к прокурору. Коп остается с носом и осознанием честно выполненного долга, ибо Путана все равно заедет на камеру (если, конечно, Адвокат не сподобится отмазать девчонку). Вот так в игре представлена коррупция в рядах тех, чья служба "и опасна и трудна, и на первый взгляд как-будто не видна".
- И, наконец, обладатели зеленых штан... тьфу, блин! зеленой полосы - честные и трудолюбивые граждане. Которые всего-то и хотят - заработать на кусок хлеба с маслом (уж, пусть икру бандюки жрут, хрен с ними!). А для этого нужно делиться прибылью с боссом. Что они и делают по окончанию каждого кона. Зеленая полоса означает то ,что этих личностей также невозможно привлечь к уголовной ответственности, ни при каких обстоятельствах.
Притом, что все карточки имеют свою дифференциацию цветов, Киллеры (которые изображены в виде пистолета ТТ) выполнены вообще в другом дизайне и не имеют никакого цвета. Т.е. на карточке изображен просто пистолет на белом фоне, без полосок. Хотя, по идее, даже за ношение оружия можно "принять". Учитывая, что такие нюансы, как разрешение на ношение оружие в игре отсутствуют, вполне можно было этот момент обыграть и сделать "пистолет" тоже криминальным (т.е. повесить на краточку красную полосу), а не бесцветным. По правилам, владельца "пистолета" могли посадить только за совершенное убийство. Если убийства не было - никто не страдал. При желании, можно ввести более маленький срок - "за ношение", даже при несовершенном убийстве. К примеру, 10 лет.
Еще более непонятна ситуация с Покупателем, который может покупать что угодно - как шампуни, так и оружие, но при этом вообще неподсуден, ибо имеет зеленую полоску. Покупатель взаимодействует только с карточками Товаров. Выглядит это следующим образом: если рядом с карточкой Товара (неважно какого - оружия, машин или опиума) открывается карточка Покупателя - "продавец" делится с покупателем половиной имеющейся на карточке суммы (при номинале Товара 80, Покупатель получит 40). Зато, при выскочившем откуда ни возьмись рядышком Прокуроре - на камеру заедет только торговец, а покупатель будет по-прежнему улыбаться вам со своей карточки.
Тем же Адвокатам или Свидетелям, пожалуй, имело смысл получить желтую полосу, ибо они все-таки более связаны с Законом, нежели с легальным бизнесом.
В общем и целом, игра достаточно проста, но увлекает почище других "настолок". Возможно, в силу уникальности сюжета и идеи. Как и в своем одноименном и самом распространенном "живом" аналоге - "Мафии", в игре немалую роль играет психология и умение стратегически мыслить, предугадывать ходы противников. Доработать правила самим, для бОльшего интереса - не составит труда, ибо поле для деятельности велико. Было бы желание.
Несмотря на то, что игра сохранилась у меня в первоначальном комплекте (потерялась только одна фигурка Красного гангстера и, может быть, несколько монеток), я бы с удовольствием купил ее снова, если бы увидел. Потому что игра того стОит, однозначно. К слову говоря, мои карточки от времени уже несколько порвались и износились. Возникала мысль отсканить изображения и сделать их самостоятельно, не забыв заламинировать (до чего не догадались, к сожалению, разработчики), но пока у меня еще руки дойдут до этого...
Update: Таки отсканил все оставшиеся в живых карточки и оба поля. Получилось чуть больше 40 метров. Постараюсь за сегодня куда-нить залить и дать линку страждущим.
Update 2: После небольшой обрезки пустого пространства на сканах - получилось в итоге 30 метров. Разбил на три части:
поле города (~11Mb),
поле тюрьмы (~10Mb), и
карточки (~9Mb).
Качайте и пользуйте на здоровье. Сами сканы ретушировать и править не стал, ибо не фотожопер я ни разу. Правила, увы, давно канули в лету, так что пользуйтесь сим обзором как путеводителем по игре. Ну, и спрашивайте, конечно, если чего непонятно - постараюсь ответить и помочь.
Есть в планах самому написать правила (исправленные и дополненные личным опытом), но т.к. диплом в самой горящей стадии, то не могу обещать скорого появления данного креатива (чтобы не получилось тягомотины как со сканами).
Да, кстати, некоторые карточки потерялись, поэтому отсканил только то, что есть. Из недостачи карточек, которые углядел сам: копов должно быть 4 шт., киллеров - 4 шт., адвокатов - 2 шт.
P.S. Я дико извиняюсь за столь долгое тягание резины, да. Понимаю, что со стороны это выглядит как отмазка, но у меня и впрямь не было толком возможности раньше это сделать.