Вчера в Москве состоялось прощание с Татьяной Моисеевной Лиозновой. Сказать, что она снимала просто хорошее кино - ничего не сказать. Ее режиссерские работы включают всего 9 картин. Мало, скажите вы...Возможно. Но эти фильмы стали, бесспорно, классикой. Большого художника всегда отличает собственный неповторимый почерк. У Лиозновой всегда был свой стиль, своя эстетика - в ее фильмах искренность и чистота соседствуют с щемящей грустью невозможности найти простой ответ на непростые вопросы, которые ставит жизнь. Быть может, поэтому в ее фильмах, несмотря на хороший финал, все-таки нет того самого хеппи-энда.
Из девяти картин ни одной проходной работы, половина ее фильмов - абсолютные хиты и с точки зрения профессионального исполнения и попадания в образ, и с точки зрения кассы. Еще более удивительно, что после фильмов "Три тополя на Плющихе" и "17-ти мгновений весны" Лиознова смогла спокойно отойти от, казалось, раз и навсегда найденной удачной формулы и снять такую картину, как "Карнавал".
И еще...Татьяна Моисеевна обладала безупречным музыкальным вкусом. Инструментальные темы и песни в ее фильмах - это еще один удивительный, незримый волшебник, органично дополняющий сюжетные линии и персонажи малейшими полутонами. И это так красиво сделано, с таким мастерством.
В сотрудничестве с Александрой Пахмутовой (на мой взгляд, пожалуй, самая удачная работа в кино Александры Николаевны. Целая симфония!!!):
Click to view
Лиознова - мастер таких "немых" диалогов. Вот и культовая сцена встречи Штирлица с женой:
Click to view
И еще один творческий тандем с Таривердиевым, давший столько пронзительных тем:
Click to view
Кстати, говорят, Лиознова была без ума от голоса Магомаева. Именно его первым пригласила на запись ставшей впоследствии знаменитой песни "О далекой Родине". Но, к великому разочарованию Татьяны Моисеевны, роскошный вокал Муслима Магомаеева не ложился, что-то было не то. Так по воле судьбы, Иосиф Кобзон получил царский подарок в виде прекрасного музыкального материала, и на славу сработал на записи сам. Сейчас интересно сравнить оригнал с той самой первой пробой, сделанной Магомаевым:
Click to view
Еще одна занимательная история связана с фильмом "Карнавал". Музыку и песни для него написал замечательный композитор Максим Дунаевский.
Почему не запела Муравьева
С артистами на главные роли Лиознова и впрямь определилась быстро. К моменту начала работы над «Карнавалом» она завершила свой предыдущий фильм «Мы, нижеподписавшиеся», в котором снялись Ирина Муравьева, Юрий Яковлев и Клара Лучко. Все трое в итоге перекочевали с одной съемочной площадки Лиозновой на другую.
Причем ни Лиознову, ни худсовет не смутил тот факт, что Муравьевой к тому времени было уже за 30. А ведь в первых кадрах она должна играть выпускницу школы!
- Все понимали, что сыграть юную девицу у Муравьевой не составит труда, - говорит Татьяна Михайловна. - Это был просто вопрос актерской техники - не она первая, не она последняя играла в кино героинь моложе себя. Вппочем, у нее получилось гораздо лучше, чем у многих.
Еще одним преимуществом Муравьевой был ее голос. Петь Муравьева и по сей день умеет прекрасно, а в «Карнавале» ей предстояло исполнить сразу несколько вокальных партий. Актриса готовилась, репетировала, но в итоге ей не довелось спеть ни одну из песен, звучащих в фильме.
- Так решила Лиознова, - поведал «Комсомолке» композитор Максим Дунаевский. - Ей не нужна была запись поющей актрисы. Ведь в фильме самое важное то, что Нина Соломатина - профессиональная певица. Именно такую исполнительницу она распорядилась привлечь к работе над композициями.
В итоге за Муравьеву в фильме работает голосом Жанна Рождественская - главная «закадровая» певица Советского Союза, которая к началу съемок «Карнавала» уже имела опыт сотрудничества с Дунаевским - по всей стране гремел ее хит «Гадалка» из фильма «Ах водевиль, водевиль». Благодаря «Карнавалу» Рождественская обзавелась еще одним шлягером - нетленным «Позвони мне, позвони». Причем с этой песней у Дунаевского связана отдельная история.
- Как-то раз, уже после большого успеха «Карнавала» у зрителей, я зашел в гости к Алле Пугачевой, - вспоминает Максим Исаакович. - Мы сидели у нее на кухне, и вдруг разговор зашел о песне «Позвони мне, позвони». «Очень хорошая песня, - сказала мне Алла Борисовна. - Я бы с удовольствием спела. Что ж ты мне ее не предложил?» «Алла Борисовна, но я не знал, что вы могли бы спеть за кадром...» «Отчего же? Такую песню бы спела». Так что несмотря на то, что я очень доволен тем, как исполнила эту композицию Рождественская, судьба у «Позвони мне, позвони» могла быть совсем другой...
Click to view
Вчера, пока ехала в такси, по радио крутили эту песню. Кажется, знаешь ее с детства, и каждый раз не могу удержаться от восхищения, до чего же мощная оркестровка в финале, эффектный переход от взволнованной куплетно-припевной части к более подвижной танцевальной с роскошной духовой секцией. Ну, супер просто! И на момент выхода фильма, в 1981 году, никакого нафталина. Более современное звучание трудно представить. И привет Америке! Костюмы, хореография, тут тебе и диско...