Оригинал взят у
ogneev в
Ускакали деревянные лошадки...Сегодня, наверное, мало кто вспомнит об одной примечательной дате. 10 лет назад не стало Алексей Фишева (Угла), лидера группы "Оргазм Нострадамуса" из Улан-Удэ. Группа вроде как еще существует, но я весьма скептически отношусь к реюнионам после смерти фронтмена, будь то "Дорс" или "Черный обелиск", так что совп\ременный ОН не слышал и не испытываю желания
Лично я познакомился с творчеством этой группы довольно поздно - в начале "нулевых", хотя это неудивительно: лишь в конце 90-х в Москве начали появляться первые записи (интернета тогда не было, да и СD-диски были не особо распространены, музыка распространялась в основном на кассетах) этой группы. К тому моменту я уже, скажем так, вырос из подобной музыки, потому, собственно, первые записи прошли мимо меня. А, между тем, "Оргазм Нострадамуса" явление в отечественном панк-роке уникальное.
Надо сказать, что в советско-русском панк-роке уникальных явлений не так уж и много: большинство групп были и остаются аналогами западных команд, взять те же "Автоматические Удовлетворители", которые при всем уважении к статусу первых советских панков, по сути, являлись не более, чем русскоязычными Sex Pistols. Особняком всегда стоял т.н. сибирский панк, но это вообще уникальный культурный феномен, который надо рассматривать отдельно от такого явления, как мировое панк-движение. Собственно говоря, "Оргазм Нострадамуса" фактически открыл для широкой аудитории такое явление, как "восточно-сибирский панк" (до этого у нас знали разве что "Флирт", да и то немногие ценители "гаража"), который с сибирским панком связан, ну, разве что только географией.
Несмотря на, в общем-то, заезженную уже не только на Западе форму подачи музыкального материала, тексты ОН не похожи ни на что, как и идеи, закладываемые в них. Некоторые считают, что Угол создал целую философию, хотя на самом деле его идеология т.н. «анархо-аморализма» по сути, не нова и, по сути, является «сплитом» самых трэшевых идей, существовавших в культуре до него. Уникальность философии Угла в том, что в отличие от своих современников на отечественной панк-сцене, он является прямым продолжателем (а не подражателем) того рафинированного панка, который существовал в Европе в 70-80-х гг. В 90-е панк в России был либо крайне политизирован, либо крайне безыдейный. У Угла не было политики, но была идея, и идея эта являлась прямым продолжением и воплощением того бунта против Системы, который был начат английским панком за 20 лет до того. Угол создал новую форму для того духа, который в Европе был похоронен апатией и депрессией пост-панка.
У Угла нет апатии, нет разочарованности, нет протеста ради протеста. Его протест - против самой жизни, в то же время не имеющий ничего общего с суицидальностью. Это такой извращенный, доведенный до абсурда экзистенциализм, выраженный в омерзительных до тошноты и нечеловеческих образах. Попытка преодолеть человеческую сущность через распад и деградацию личности. Удалось ли это самому Углу? Сложно сказать, хотя, широко распространена версия, умер он вполне в духе тех идей, которые воплощал - захлебнулся рвотными массами. Впрочем, возможно, это просто красивая сказка, и пусть поправят меня знатоки биографии Угла.
Лично мне подобная философия совершенно чужда, тем не менее, считаю, что на нее следует обратить внимание. Если хиппи занимались саморазрушением ради «светлого будущего», панки занимались саморазрушением просто потому, что не видели никакого будущего, то аморалы возвели саморазрушение в культ. Очисть Землю, уничтожь быдло, начни с себя! Примерно так. Мир все равно абсурден до ужаса. Это прямо таки чувствуется в отношении Угла не только к обычным людям, но и к самому себе и своим последователям (Теперь е..те друг друга! Все! А я умываю руки!)
Недаром рефреном в песне «Похоть» звучит мамлеевское: «Жизнь - это добавка к половому акту, и похоть не умирает». Тексты Угла пропитаны «мамлеевщиной» от начала до конца. Все самое омерзительное, что сопровождает моральную деградацию, падение в бездну безумия. У Угла же это не падение, а восхождение! То есть добровольное разложение личности, возведенное в смысл жизни. Жил бы Угол лет на 50 раньше, из него бы вышел мощный писатель-сюрреалист. Но каждому дано творить в то время и в той форме, в которой дано…
Click to view
Откуда берутся аморалы? Да все оттуда же - из больного общества. В Европе протестовали против больного капиталистического общества, у нас - против больного социалистического, а в 90-е снова против больного капиталистического. Притом, что капитализм у нас был не просто дикий, а безумный, просто шизофренический капитализм. И речь не только об экономике, но и о менталитете общества, о той безумной «похоти», охватившей общество в начале 90-х и горьком разочарованием и попытке уйти от реальности - с головой в депрессию. И именно в таком обществе не могут не появиться аморалы. Конечно, можно отмахнуться и сказать, что никакие это не аморалы, а обычные шизофреники и параноики, тем более, что сам Угол себя так постоянно именовал. Но ведь сумасшествие - болезнь не сколько биологическая, сколько социальная. И когда общество больно, на свет появляются те, которые добровольно понесут «крест гидроцефала», призывая всех, кто еще не смирился с этим, но уже не верит во что-то хорошее, идти вместе с ними на Голгофу безумия, чтобы там «покончить с собой, уничтожив весь мир», как пел Егор Летов.
Именно поэтому в мировой культуре появляются такие явления, как Дэвид Линч, Ник Зедд и Светлана Баскова в кино или Джеймс Хэвок в литературе. Это все же искусство. Искусство, пугающее обывателя своей натуралистичностью. Но вся эта натуралистичность - это защитная реакция организма, как кашель, сигнал о том, что болезнь здесь и глупо пытаться делать вид, что ее нет. Мерзко, но реально, это наша жизнь. Вам кажется, что вы живете, что вы нормальны. Но это только кажется. Вы деградируете вместе с обществом, в которое встроены. И всего два выхода для честных ребят. Впрочем, есть третий выход - ломать Систему, но очень уж он напоминает по способу воплощения первый (схватить автомат и убивать всех подряд). Впрочем, это уже отдельная тема…
You can watch this video on www.livejournal.com