За «Смену» обидно

Feb 11, 2010 12:40




Успешный фотограф, а также по совместительству президент России Дмитрий Медведев разместил очередную запись в своем видеоблоге. На этот раз речь шла о фотографии. Мне, как и большинству фотолюбителей, приятно, что глава государства затрагивает близкую нам тему. Рассуждения президента показались мне вполне здравыми. Видно, что фотография -- его искреннее увлечение. Один пассаж, правда, меня неприятно удивил:

«У меня тогда была чудесная фотокамера, называлась она «Смена-8М». ...это был самый простой советский фотоаппарат, самый дешёвый, с самой плохой оптикой, ну с самой обычной оптикой, скажем так, и самый, наверное, трудный для того, чтобы его использовать. Потому что там не было ни дальномера, всё нужно было, так сказать, крутить на глаз, соответственно, определять и экспозицию, там не было других приспособлений, необходимых для того, чтобы делать качественное фото». (выделено мной)

Пройти мимо я никак не мог.



Во-первых, только сильно покривив душой, можно сказать про «Смену», что это «самый трудный» фотоаппарат. Дмитрий Анатольевич, наверное, забыл, что «Смена» позиционировалась как камера для начинающих фотолюбителей. Поэтому для упрощения работы на органах управления имелись подсказки, позволяющие забыть про экспонометр и дальномер. Например, выдержку можно было устанавливать по символам погоды, диафрагму -- по чувствительности пленки. Сравнительно большая глубина резкости допускала существенные ошибки в определении дистанции без риска испортить снимок. Если пользоваться пиктограммами для установки фокуса было лень, никто не запрещал устанавливать объектив на гиперфокальное расстояние. Конечно, у «Смены» нет режима «нажми на кнопку -- получишь отстой результат», но работать с ней очень просто.

Во-вторых, интересно было бы узнать, о каких именно «приспособлениях» идет речь. На мой взгляд, самое главное приспособление для съемки --- межушный нервный узел, в просторечии называемый мозгом. Если бы для съемки «качественных фото» требовались, помимо него, автофокус и автоэкспозиция, то мы ничего не знали бы про Анри Картье-Брессона, Александра Родченко, Евгения Халдея, Роберта Капу и многих других.

В-третьих, оптика у «Смены» не просто «обычная», а очень даже неплохая: объектив-анастигмат типа «триплет» с просветляющем покрытием. Разработчики могли бы установить на фотоаппарат начального уровня что-нибудь попроще, но делать так не стали. За это им низкий поклон. Напомню также, что «Смена» неплохо шла на экспорт (под различными марками вроде Cosmic-35 или Global-35). Зарубежным покупателям нравилось, что за смехотворную цену можно приобрести не кусок пластика, а настоящий фотоаппарат.

Следующий абзац из записи президентского блога все же вносит кое-какую ясность: «Но что было хорошо, именно потому, что он простой, не навороченный, как принято говорить, и удавалось делать снимки, которые требовали трудоотдачи, то есть требовали необходимости разобраться в том, как выставить экспозицию, свет какой-то поставить, просто навести на резкость. Это такой опыт, метод проб и ошибок. Ну и, конечно, сам по себе негативный процесс так называемый, то есть сначала проявление, потом фиксация, потом печать, потом те же самые процедуры, высушить фотографию, это всё часть жизни, которая никогда мной не забудется. Может быть, поэтому для меня это увлечение остаётся таким интересным».

По моему скромному мнению, трудоотдача -- это не выставление экспозиции, постановка света (кстати, не говорит ли это о том, что г-н президент снимал «Сменой» в студии :) и наводка на резкость, а поиск сюжета, обдумывание композиции и ловля «решающего момента». Легко рассуждать о сложностях «негативного процесса» задним числом, когда на каждом шагу пункты фотопечати и профессиональные минилабы. Гораздо сложнее, имея на руках пусть самую простую фотокамеру, сделать ее продолжением своего воображения и наблюдательности.

Смена-8М, фото, реплика

Previous post Next post
Up