Мы, по сути, имеем дело... с фрустрацией потребностей экзистенциальных. Сегодняшний пациент уже не столько страдает от чувства неполноценности, как во времена Адлера, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты (Виктор Франкль) Ощущение пустоты, как и фрустрация связывается Франклем, переводя на язык Вебера, с утратой ценностной мотивации поведения: Смысл не только должен, но и может быть найден, и в поисках смысла человека направляет его совесть. Одним словом, совесть - это орган смысла.
То есть, можно утверждать, что, лишая человека традиционных социативных связей, направляя его в русло легальнорационального, само государство становится фрустрирующим фактором.
Самое замечательное, что это стремление человека к смыслу опровергает иерархию потребностей Маслоу, проявляясь большей частью именно тогда, когда не удовлетворяются и его низшие потребности, стремление к смыслу представляет собой мотив sui generis, который несводим к другим потребностям и невыводим из них. Зато яснее становятся причины тотальной депрессии и депопуляции российского населения, лишенного имущества, достаточного для проявления им социативности.
Капитализм рисуется как освобождение индивида от строгой регламентации его поведения традиционными нормами и правилами, освобождение его от контроля общины, но освобождение от патерна взаимозависимости и взаимодействия лишает индивида возможности осознанного выбора, то есть собственно свободы, сама свобода лишается смысла.
В отличие от животных инстинкты не диктуют человеку, что ему нужно, и в отличие от человека вчерашнего традиции не диктуют сегодняшнему человеку, что ему должно. Не зная ни того, что ему нужно, ни того, что должно, человек, похоже, утратил ясное представление о том, чего же он хочет. В итоге он либо хочет того же, чего и другие (конформизм), либо делает то, что другие хотят от него (тоталитаризм).
Иначе говоря, освобождение от пут традиционного общества, рационализация сознания, делит общество на конформистов и тоталитаристов, готовя прекрасный питательный бульон для зарождения еще одной формы правления, кажется, не упомянутой Ибн Халдуном - диктатуры.
Напомню слова Е. Гайдара: Один из факторов, облегчавших приход авторитарных режимов к власти, - социальная дезорганизация. Социальную дезорганизацию, т. е. бегство, сокращение, пропускание и уклонение власти (З. Бауман) от своих социальных обязательств, обеспечивает ныне сама власть и она же имеет неограниченные возможности для рецепции и суггестии общественного мнения, а это становится вторым и решающим фактором.
Залогом же прихода авторитарных режимов к власти становится свобода индивида от традиционных обязательств и ценностей, несущих смысл.
Христианские народы считают своим величайшим счастьем то, в чем заключается их несчастье, и, наоборот, борются как против своего величайшего несчастья против того, в чем заключается их счастье, - некогда, правда, по другому поводу было сказано Гегелем.
28 29
30