Боги и налоги

May 03, 2009 04:23



За три тысячи лет до основания Рима с той же проблемой столкнулись иные целлеры, патриции и жрецы. Египетский фараон был наследником Осириса на земле, живым Гором, оба они были ипостасями единого Ра, катающегося на своей лодке по египетскому небу на запад и плывущего под землей к востоку - светлым Гором и темным Осирисом. Живой Гор был и верховным жрецом, и верховным правителем, и верховным главнокомандующим, я не удивлюсь, если вдруг окажется, что его всюду сопровождали три сотни быстроногих всадников. Фараон, естественно, каждые три года умирал неестественной смертью и становился Осирисом, чтобы вновь родиться в новом теле и стать Гором.

Эта искусственная сансара тянулась до той поры, пока Пта, прикидывавшийся долгое время лодкой Ра и гоняющий с утра до вечера по небесным просторам белого бычка Аписа, не показал жрецам свой язык - бога Тота, а тот не научил крестьян пахоте, а жрецов грамоте. Как до той поры живой Гор становился мертвым Осирисом - неизвестно, зато известно, что в исторические времена Анубиса надували жесточайшим образом, каждые три года подсовывая тому каменную куклу вместо фараона, вплоть до его путешествия к Анубису уже надлежащим образом выпотрошенным, забинтованным и просмоленным Осирисом. Короче говоря, в Египте проблема была решена, в нем восторжествовало многоучение, время обратилось вспять к эпохе Ра и пятилось еще тридцать веков.

Римский Сенат, собиравшийся на вершине Капитолийского холма у дуба Юпитера - бога, проливающего благодатный дождь на поля и разгоняющего громом тучи, видимо, прозревая в перспективе нечто подобное, не решился долее доверять спор о земном жребии богов самим богам. Еще при жизни последнего царя-Марса рядом с ним появился второй правитель, а последнее явление Квирина наблюдалось патрициями на Козьем болоте 5 июля 716 г. до н. э. По странному стечению обстоятельств это произошло именно в день, посвященный Юпитеру. Понтифики выторговали себе право проводить торжества в честь богов за счет казны, патриции получили эксклюзивные права на должности понтификов, Сенат получил право выбирать единственного правителя, правитель получил право умирать своей смертью, целлеров разделили на три центурии, и они стали всадниками - кавалерией, приданной основному роду римских войск - пехоте. Эпоха Сатурна пришла к завершению, началась новая эпоха - эпоха Юпитера, бога-громовержца, бога милующего и карающего, бога спасающего и губящего, эпоха Индры и Зевса, эпоха Перуна и Тора.

В последующие два столетия Сенат убедился в том, что даже правильное избрание правителя не избавляет того от соблазна отождествлять себя с самим Юпитером, а единовластие само по себе становится слишком большим соблазном. Последний римский правитель, продемонстрировав возможность и прихода к власти вопреки воле Сената, и необязательность для правления Римом самого Сената, отправил большую его часть искать лучшей доли в ином мире. Оставшаяся часть, не желая разделить участь коллег, низложила узурпатора, с той поры Рим праздновал уже два странных праздника - к бегству народа от царя, отмечаемому 5 июля, добавилось бегство царя от народа - 24 февраля.

С 24 февраля 510 г. до н. э. в Риме появилась и очень странная с нашей точки зрения конструкция власти: выборная исполнительная власть и назначаемая ею законодательная, а обе они с участием власти духовной, имевшей когда совещательный голос, когда решающий, составляли власть судебную. Магистраты, облеченные властью, избирались, как и посадники на вече, сроком на один год в комициях по трибам, куриям и центуриям, только лишь цензоры избирались на полтора года, но зато и избирались они раз в пять лет, в их полномочиях были назначения и отставки самих сенаторов, определение стоимости имущества граждан, от ее величины зависело распределение граждан по центуриям, куриям и трибам, и определение величины владений граждан на общинной земле. Прочие государственные обязанности, не требующие наделения их исполнителей особой властью, несли все, на кого указывал жребий.

Основным источником доходов римской казны была та самая достающаяся Сатурну десятая часть всего, что произрастало на принадлежавшей всей римской общине и находящейся во владении ее отдельных представителей земле, потому Сенат, отправив восвояси последнего римского правителя, с легким сердцем отказался от сбора налогов на собственность. В Новгороде, увы, подобного праздника не случилось, иные времена - иные песни: в земле Новгородской владение и становилось собственностью, подлежащей налогообложению, бог границ Термин забыл в ней отделить земли общинные от частных, новгородские сенаторы начали грезить о налоговой реформе только тогда, когда им выпал жребий стать основными налогоплательщиками, тогда, когда уже почти вся новгородская земля стала принадлежать им.

ОТХОДЫ 44 45 46

инфраструктуральное

Previous post Next post
Up