Косвенные налоги и национальные интересы

Jul 24, 2008 17:29



Едва родившись, государство озаботилось увеличением налоговых сборов. Этого можно было достичь тремя способами: прямым увеличением существующего налога, введением нового и расширением налоговой базы - земель, с которых он взимался. Первый путь имел естественные ограничения - физиологические возможности налогоплательщика, и его физические возможности противостояния налоговым органам. К тому же, правом определения ставок прямых налогов обладали сами сборщики налогов, вовсе не желавшие объяснять вооруженным налогоплательщикам необходимость новых налоговых ставок.

Ну да, ну да, я помню: "В трудной борьбе с королевской властью, парламенты завоевали право…" В средневековой Англии, тем не менее, до появления на ее земле Вильгельма Завоевателя это право - право изменять прямые налоги, как и право утверждать основные законы и даже право выбирать и низлагать самого короля, принадлежало совету уитанов - наследникам тех первых сборщиков налогов. Во Франции изменить прямые налоги могли лишь Генеральные Штаты. Именно для реформы тальи они и были созваны в 1789 г., их превращением в Национальное собрание Франция обязана своему королю, вздувшему акцизы и пошлины ради модернизации национальной экономики.

Косвенные налоги - акцизы, пошлины и лицензии - изобретение наших судей, становившихся князьями и королями. Они могли своею собственной властью облагать этими налогами все: те товары, что рядом продавали, те товары, что рядом покупали, и даже те товары, что проходили мимо, право продавать и право покупать, право производить и право работать.

Именно эти косвенные налоги и позволили воспользоваться последним способом увеличения массы налогов - расширением налоговой базы. Этот способ привел сначала к колонизации пустующих земель и войнам, обеспечивающим эти земли пленниками-колонистами, таким образом были заселены все южные окраины Киевской Руси, да и в дальнейшем наши князья не брезговали этим способом, а когда незаселенных земель уже не осталось, начались и войны за населенные территории с соседями.

Эти войны уже при своем возникновении не были войнами за спорные территории, то есть, не считались делом земли, потому князья и короли вели свои войны, нанимая войска и содержа их за свой счет. Точнее, за счет тех, кто вынужден был платить косвенные налоги, прибавляя их к цене своего товара, заставляя тем самым всех его потребителей оплачивать королевские прихоти.

Личные королевские и княжеские дружины были малочисленны, так, дружина князя Чарторыйского, одно время защищавшего Новгород, а затем Псков, насчитывала всего три сотни, основное же новгородское войско составляло земельное ополчение, в котором только тяжеловооруженной конницы, разбитой войсками Ивана Темного под Русой, подобной по вооружению отряду Чарторыйского, насчитывалось более пяти тысяч всадников.

Постоянные королевские войны, превратив нашего судью в воина, дали и начало возникновению из его наемников военного сословия - людей, обязанных уже лично королю военной службой за получаемый от него земельный надел, королевская армия превратилась в государственный институт, вобрав в себя и ополчение, а прямые государственные налоги остались лишь в домениальных владениях короля, прежнюю общегосударственную дань собирал на своих землях для себя новый землевладелец. Крупные землевладельцы в своем экономическом поведении ничем не отличались от короля, также первым делом вводя на своих землях пошлины, акцизы и лицензии.

Да, запретительные пошлины, которые нечаянно изобрел король Эдуард III, в конце концов, привели к становлению выделки сукна в Англии, но почему же она не возникла в Англии еще до Эдуарда III? Да потому, что до запрета вывоза шерсти и приглашения фламандских купцов для организации этого производства, иноземным купцам, было запрещено находится в Англии более сорока дней и держать на ее земле склады и дома, иначе они подорвали бы прежний основной источник дохода короля - экспорт шерсти, а коль скоро иноземные купцы до появления этого запрета платили королю за право жить и работать в Англии, то есть, покупали себе это право, то король однажды счел себя вправе его и не продавать.

Это установление было продиктовано не только королевским интересом, оно поддерживалось и  английскими гильдиями купцов, и Палатой Общин, где большей частью и были представлены английские купцы, не желавшие появления конкурентов. Так рождалось единство национальных интересов

РЫНКОСТРОЕНИЕ     16  17  18  

инфраструктуральное

Previous post Next post
Up