II
Микельанджело, вынужденный взяться за работу, решил отделаться формальной композицией из геометрических орнаментов с двенадцатью апостолами между распалубками свода, но вместо утверждения эскиза ничего в искусстве не понимающим папой, получил от него благословение «делать так, как ему самому хочется». Самому Микельанджело, естественно, делать «так» не хотелось: двенадцать фигур апостолов при протяженности капеллы 48 м. и высоте 18 м. просто терялись в пространстве, на что и указал папе Микельанджело, сказав, что, по его мнению, композиция слишком бедна, папа в ответ лишь развел руками.
Лукавый папа своим благословением лишил Микельанджело самооправдания и нашел способ зацепить его самолюбие. Микельанджело был тщеславен не менее самого папы, а Юлий II был человеком Возрождения не менее самого Микельанджело. Гробница, от которой папа в свое время отказался, должна была включать в себя 40 скульптурных фигур. По замыслу она была великолепна, но воплощения этого замысла мог не дождаться не только заказчик, но, судя по тому, как продвигалась работа над воплощением, и его автор. Авансировав работы по своей гробнице, папа уже сделал художника своим должником, теперь он хотел получить нечто столь же грандиозное, но более выполнимое для своей церкви, потому вместо благословения работы по представленному эскизу Микельанджело и получил полную свободу в своих действиях, так что теперь Микельанджело стал папским должником дважды
Благословение заставило Микельанджело отойти от первоначального варианта, слишком уж напоминало его решение решение Пинтуриккио, расписывавшего в это же время своды хора Санта Мария дель Пополо, а далее… далее, как неоднократно случалось с Микельанджело, работа захватывает его все более и более: геометрический орнамент исчезает, превращаясь в архитектурные детали, обогощающие скудную архитектуру капеллы, архитектурные детали образуют пустые поля, требующие живописного заполнения, появляются обнаженные юноши, поддерживающие медальоны, апостолы уступают место пророкам и сивиллам, - полностью меняется сюжет росписи, полностью изменяется художественная организация фрески.
Вялая архитектура Джованни Дольчи - неудачные пропорции и неопределенная кривизна свода, сообщившая распалубкам такую же неопределенность, не располагала к творчеству. Микельанджело создает свой архитектурный фон средствами живописи. Он усиливает треугольники распалубок изображением лепного орнамента по их периметру, пишет пилястры и устанавливает на них мощный карниз, обрамляющий зеркало плафона, на котором, пересеченном продолжающими пилястры архивольтами, образуются девять полей для сюжетных композиций. Обогатив ритм введением дополнительных карнизов по краям каждого нечетного поля, Микельанджело избегает монотонности и сообщает пульсацию всему своду. Получив новое достаточно определенное архитектурное пространство, Микельанджело подчеркивает его, вводя в это пространство отдельные фигуры и многофигурные композиции.
I главы III