Думаю, многие участники сообщества встречали такую цитату, приписываемую Ломоносову, однако в дореволюционной орфографии она не встречается в Google Books, а в современной впервые встречается в 1957 году, в майско-июньском (третьем) номере
журнала «Математика в школе», в статье «В защиту так называемого „аналитического метода решения задач“» (сс. 32-40) известного автора учебников арифметики
Натальи Поповой, на последней её странице:
Нельзя также забывать о роли формальных построений в математике, на которые указывал великий Ломоносов, говоря: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит».
Источника она не приводит, однако - спасибо за наводку «Викицитатнику» и известному исследователю цитат
Константину Душенко - расплывчатое указание на источник
содержится во впервые вышедшем через два года пособии «История арифметики»
Ивана Депмана:
Изложение дробей появляется в учебниках европейских школ только в XVIII в. У ранее упомянутого Вольфа впервые появляется требование о том, что свойства действий, установленные для целых чисел, должны обосновываться для дробей. В Англии учение о дробях и арифметика вообще входили в программу коммерческих школ; в средних же общеобразовательных школах для знати, вроде Итонской, существующей с 1446 г., арифметика стала обязательным предметом преподавания только в 1851 г. [59].
С этим фактом поучительно сопоставить слова М. В. Ломоносова, написанные за 100 лет до этого в объяснительной записке к программе шляхетского кадетского корпуса - аналогичного Итонской школе учебного заведения для русского «благородного юношества»: «А математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит»1.
1 Эти слова М. В. Ломоносова взяты из одного дела архива бывшего Главного управления военно-учебных заведений.
Как
комментирует это Душенко,
Эту записку Депман будто бы отыскал в архиве, однако точной архивной ссылки не привёл. И по сей день о такой записке великого учёного ничего не известно.
Единственный вопрос, который возникает в связи с тем, что Душенко не упоминает статью Поповой - кто же всё-таки этот апокриф придумал?