I love New York City

Dec 31, 2015 11:55

«Ночь опустилась на большой, красивый город, что зовется Багдад-над-Подземкой, и на крыльях ночи слетели на него колдовские чары, которые не составляют монополии одной только Аравии»

О. Генри «Кому что нужно»

I love New York City
Oh yeah, New York City
I love New York City
Oh yeah, New York City

Andrew W.K. - I Love New York City

Странные бывают пересечения впечатлений - и музыкальных, и визуальных, давних и сегодняшних, но одинаково теплых, радующих душу озарений-воспоминаний…

Они похожи на жаркий летний полдень в детстве, на мой веселый бег по песку берега Волги, я замираю на кромке воды… а там - вдали, на горизонте - по гладкой, тишайшей воде летит моторная лодка, а над моей головой носятся речные чайки, и впереди - целое лето каникул…

Или, быть может, они похожи на детское ожидание Нового года, на мечту о новогодней ёлке - зеленой, с сединой инея, пахнущей хвоей и морозом; и - вот сейчас родители достанут с антресолей ту большую, старую картонную коробку, в которой хранятся елочные игрушки: мой любимый стеклянный домик-избушка, усыпанный снегом, так напоминающий обожаемый мною фильм-сказку «Морозко», стеклянные и картонные олени, собачки, звездочки, снежинки, красивейшие шарики и колокольчики…

Да, это одно из самых согревающих душу воспоминаний детства.

Словом, воспоминания об этих детских чудесах - это тот толчок страстного узнавания, мгновенное воспоминание об ощущении открытия радости жизни, казалось бы - уже давно утонувшее в памяти.
И эти воспоминания неразрывно связаны в моей памяти с Городом - образом, объединяющим в моем сознании все уголки и все виды моих любимых городов: и тех, где я побывала «вживую», и тех городов, которые я посетила только в воображении.

Я очень люблю большие города, да иначе, похоже, и быть не может.

Наверное, многие, родившиеся в таком городе, не мыслят себе жизни без «асфальта»: толп бегущего народа, вечной суеты, несущихся автомобилей, троллейбусов, трамваев и автобусов; без подземного отрешения, к счастью, временного - от солнца и ветра - в ярком, но неживом свете метро; без мелькания рекламы - то нежного, то свирепого; без странных, то забавных, то страшноватых эпизодов будничной уличной жизни; без, казалось бы, сильного, но всегда недостаточного света вечерних фонарей, без приливов и отливов городского океана - словом, той вечной, неуничтожимой «нервной дрожи», сотрясающей большие города.

Эта бесконечная круговерть может утомлять и раздражать, но - жизнь без неё не мила тому, кто с детства отдал своё сердце Городу, и - превратился в «городского воробья».

Можно любить леса, тосковать по ним, отводить душу, радуясь речкам, дубравам, вновь и вновь навещая сосновые боры, тайгу, собирая чернику и грибы, но…
Но - возвращение в городские улицы, во дворы, в городские парки - в эти пародии на дикую природу - как ни странно, всегда согревало мне душу ничуть не меньше, чем лесные радости :)

Вот и сейчас: музыка, случайно услышанная мною, I love New York City, в исполнении Andrew W.K., вытолкнула из глубин моей памяти и собрала воедино, в одно радостное желание - вспомнить не «историю и географию» Большого Яблока, а те приятные отрывки, мгновения, восхищения и удивления, связанные с этим, никогда не виданным мною городом, в свое время поразившие моё воображение и оставшиеся со мною навсегда.
Мне хочется написать об этом, объяснившись в любви городу, который я никогда не видела, но - кто знает, быть может, мне еще и доведется его увидеть :)

Вот оно, кинематографическое мелькание моих отрывочных воспоминаний и впечатлений:

- рассказы О. Генри о Нью-Йорке, ироничные, трогательные, веселые, печальные, лукавые - и всегда с той концовкой-перевертышем, придающей глубину этой, казалось бы, простенькой прозе.
Один из известнейших рассказов - «Дары волхвов», о Рождестве и о подарках, и - ах, ничего-то с тех пор в мегаполисах не изменилось! :)
«…Делла пересчитала три раза. Один доллар восемьдесят семь центов. А завтра Рождество.
Единственное, что тут можно было сделать, это хлопнуться на старенькую кушетку и зареветь. Именно так Делла и поступила. Откуда напрашивается философский вывод, что жизнь состоит из слез, вздохов и улыбок, причем вздохи преобладают».

- а энергичная, волевая проза Маяковского - «Моё открытие Америки», прочитанное мной еще в детстве, в толстой книге юбилейного издания, если не ошибаюсь, 1937 года:

«Я люблю Нью-Йорк в осенние деловые дни, в будни.
6 утра. Гроза и дождь. Темно и будет темно до полудня. Одеваешься при электричестве, на улицах - электричество, дома в электричестве, ровно прорезанные окнами, как рекламный плакатный трафарет. Непомерная длина домов и цветные мигающие регуляторы, движения двоятся, троятся и десятерятся асфальтом, до зеркала вылизанным дождем. В узких ущельях домов в трубе гудит какой-то авантюристичный ветер, срывает, громыхает вывесками, пытается свалить с ног и убегает безнаказанный, никем не задержанный, сквозь версты десятка авеню, прорезывающих Мангеттен (остров Нью-Йорка) вдоль - от океана к Гудзону. С боков подвывают грозе бесчисленные голосенки узеньких стритов, также по линеечному ровно режущих Мангеттен поперек от воды к воде. Под навесами, - а в бездождный день просто на тротуарах, - валяются кипы свежих газет, развезенные грузовиками заранее и раскиданные здесь газетчиками…
С шести-семи загорается Бродвей - моя любимейшая улица, которая в ровных, как тюремная решетка, стритах и авеню одна своенравно и нахально прет навкось.
Запутаться в Нью-Йорке трудней, чем в Туле.
На север с юга идут авеню, на запад с востока - стриты.
5-я авеню делит город пополам на Вест и Ист. Вот и все. Я на 8-й улице, угол 5-й авеню, мне нужна 53-я, угол 2-й, значит пройди 45 кварталов и сверни направо, до угла 2-й. Загорается, конечно, не весь тридцативерстный Бродвеище (здесь не скажешь: заходите, мы соседи, оба на Бродвее), а часть от 25-й до 50-й улицы, особенно Таймс-сквер, - это, как говорят американцы, Грэт-Уайт-Уэй - великий белый путь.
Он действительно белый, и ощущение действительно такое, что на нем светлей, чем днем, так как день весь светел, а этот путь светел, как день, да еще на фоне черной ночи. Свет фонарей для света, свет бегающих лампочками реклам, свет зарев витрин и окон никогда не закрывающихся магазинов, свет ламп, освещающих огромные малеваные плакаты, свет, вырывающийся из открывающихся дверей кино и театров, несущийся свет авто и элевейтеров, мелькающий под ногами в стеклянных окнах тротуаров свет подземных поездов, свет рекламных надписей в небе.
Свет, свет и свет.
Можно читать газету, и притом у соседа, и на иностранном языке»

- и сразу же в моей памяти возникает прекрасная песня в исполнении Фрэнка Синатры New York, New York:

Start spreading the news,
Сообщайте об этом всем,
I'm leaving today.
Я уезжаю сегодня.
I want to be a part of it,
Я хочу быть частью него,
New York, New York.
Нью-Йорка, Нью-Йорка.
These vagabond shoes are longing to stray
Эти башмаки скучают без ходьбы
right through the very heart of it,
Прямо через всё его самое сердце,
New York, New York.
Нью-Йорка, Нью-Йорка…

[Источник: http://www.amalgama-lab.com/songs/f/frank_sinatra/new_york_new_york.html
© Лингво-лаборатория «Амальгама»: http://www.amalgama-lab.com/]

image Click to view



Да, вот оно - великолепие Манхэттена, Центрального парка, новогоднего сверкания площади Таймс-сквер:







- а это - два замечательных здания Нью-Йорка:
Flatiron Building ("Утюг") - небоскрёб в Манхэттене, расположенный на месте соединения Бродвея, Пятой авеню и 23-й Восточной улицы:



Церковь Троицы, расположенная в Нижнем Манхэттене на пересечении улиц Бродвей и Уолл-стрит, современное здание церкви построено в 1846 году:



- пара фильмов, столь непохожих, но отлично передающих разные ипостаси самого духа этого бесконечного мегаполиса, в разные исторические периоды:
Отличная рождественская комедия 1992 года «Один дома 2: Потерянный в Нью-Йорке», романтичная и хулиганистая - магазин игрушек и отель "Плаза":





«Банды Нью-Йорка» ( Gangs of New York, 2002 г.) - мощное историческое полотно режиссера Мартина Скорсезе, о событиях 19-го века, в заключительных кадрах которого мы видим, как из праха и тлена старых могил прошлых веков - вырастают сияющие небоскребы Манхэттена 21-го века…



Нью-Йорк поистине является исключительным городом, образцом мегаполиса, свободным, разнообразным и живым, не отрекающимся от своего прошлого и идущего в будущее, и ни одному городу в мире за ним не угнаться.

города, кино, свобода, литературные аналогии, лытдыбр

Previous post Next post
Up