Попытки гражданского сопротивления выбраться из пелёнок или «Победы вам никто не обещал»

Aug 30, 2018 21:57

"Вы знаете, мы сами еще сильно чумазенькие.
Мы же люди частные, которые обороняются от государства частным образом, …
- через друзей, родственников, знакомых и т.д.
А нам надо учиться решать наши проблемы общественным образом.
Пока у нас не наработается культура компромисса, простите за банальность,
доверия к друг другу, пока мы не научимся вместе это делать…
Чудес не бывает."

Наталья Зубаревич, ученый-экономист, профессор МГУ

На днях, забредши в очередной раз на YouTube, я случайно увидала видео общественного движения СтопХамСПб.
(СтопХам - общественная организация, выступающей против хамства на дорогах. А СтопХамСПб - общественное движение, основанное активистами СтопХам в Санкт-Петербурге).
Это движение пытается бороться с незаконной ездой наших водятлов по тротуарам, с незаконными парковками, и т.п.

Для автолюбителей и автопрофессионалов эти ролики наверняка не новость, я же увидела это зрелище впервые - и вот, залипла на несколько дней :)
Больше всего меня изумил поведенческий коктейль в реакциях водятлов, застуканных активистами СтопХамСПб во время их лихой и непринужденно-наглой езды по тротуарам Санкт-Петербурга.
Они истинно по-шумахерски рассекали среди уже привычных к этому пешеходов, на крутых виражах и с немалой скоростью - подрезая шарахающихся из-под колес бабушек, детей, женщин с колясками.
Гран-При Формулы 1, да и только. Хотя - пора уж и мне привыкнуть, за столько-то лет...

А это их мощно-актерское, «на уровне МХАТа», тупо-агрессивное быкование на камеру!… :)
Мужской стиль: «А ты докажь, что тут тротуар! Где знак, что тут нет парковки?»; «Да мне два метра осталось, и я съеду, пропусти!», «Ну и что, что ты пешеход? Чё ты тут стоишь? Отойди сторону, пидор, и не мешай мне проехать!», «Я щас позвоню, кому надо и за вами приедут!» и тыды и тыпы. Мат, плевки, угрозы, махание кулаками, само собой.

Женский стиль: «Я тут проеду, я тороплюсь, вы не имеете права… Как это я вернусь, я не умею ехать назад! - Как же вы получили права? - Да пошел ты…!»; «Вы совершенно не знаете правила дорожного движения! Тут пожарный проезд, и движение разрешено, пропустите меня!»; «Да вы тут незаконный митинг устроили! Счас я позвоню в ФСБ, и вас живо прикроют!»
И тоже мат, фонтаны словесной демагогии, оттопыренный средний наманикюренный палец, а нередко - и махание кулачками. А иногда - и более тяжелыми предметами.

Замечательно-типичный женский диалог:
- У меня ребенок больной, мне надо срочно в поликлинику, вон туда, пропустите!
Активистка, снимающая диалог на камеру: - Но здесь нет никакой поликлиники.
- Это не ваше дело!

Эти видео - в сущности, прекрасный социологический материал, для исследования и психологического, и эмоционального состояния многих российских граждан, а также для определения уровня понимания/непонимания ими сути общественных проблем.
Ну и еще: они являются прекрасным индикатором, на мой взгляд, для определения уровня адекватности оценки - гражданами же РФ - допустимости (или же недопустимости), законности и эффективности методов, применимых (или же неприменимых), для решения этих самых проблем.

И, разумеется, очень любопытно - а что же сами-то нашенские родимые гражданы? Осознают ли они свои действия, и последствия этих действий?

А если не осознают, то - что им мешает? И когда же граждане РФ захотят научиться - и понимать, и действовать на благо всего общества, не только на благо самих себя, любимых?
Взаимодействуя для этого: и со своими согражданами, и со всеми уровнями родимой власти, на компромиссной основе; и - влияя, при необходимости, на изменение законодательства родимого государства.
На сугубо законных основаниях, разумеется.

На мой взгляд, ответ тут может быть только один - нет, они ничего не осознают, и не понимают. Научатся же они «вот этому вот всему» - еще очень не скоро. Если вообще научатся.
Но - это всего лишь моё частное мнение, а я ее психолог и не социолог.

Мне бы хотелось - разумеется, с привлечением мнений экспертов - хотя бы попытаться разобраться как в нынешних реалиях психологии россиян, так и в возможных перспективах изменения массового сознания жителей РФ.
Потому что, на мой взгляд, некие слабые подвижки в общественном если не сознании, то в поведении, быть может - сейчас и начались, но…
Пока эти реакции, если судить по истории с «пенсионной реформой», к примеру - скорее похожи на возмущение ребёнка, у которого папа, любитель заложить за галстук - разбил ребёнкину копилку, и на эту мелочь купил себе бутылку водки.
Ребенок надеется, что если громко поплакать и покричать, то папа пожалеет, и купит ребёнку мороженое.

Если отвести глаза от важной, но относительно мелкой проблемы нарушения ПДД, и взглянуть вверх, в экономические и политические российские эмпиреи…
То - нам в глаза тут же бросятся проблемы, трудности и кризисы, как экономические, так и во внешней, и во внутренней политике России.
К примеру - та же называемая «пенсионная реформа», являющаяся по факту - просто увеличением пенсионного возраста, и не более того.

Или же - проблемы самоуправления в российских городах, отмена выборов мэров, в частности в Екатеринбурге, ну или та же московская «реновация».

… К сожалению, в последние несколько лет, как всем известно - россияне массово-энергично, прям с головой - углубились во внешнюю политику, горя при этом яростным «патриотизмом».
А внутренние проблемы, и в родной экономике в том числе - оставили на откуп своему «папе». Что весьма логично, дальновидно и предусмотрительно, да.

Ну что же, зато наши «папы», не будь дураки (а они отнюдь не дураки!) - времени даром не теряли :)

Цитаты, приведённые мной ниже, взяты из этих источников:

1. Пост В.П. Турова «Психологическая проблема России - необходимы лекарства против страха и средство против лжи.
Один из самых известных психологов России Леонид Кроль размышляет об истоках кризиса в массовом сознании и средствах его преодоления»
https://trim-c.livejournal.com/2582002.html

2. Видео-лекция известного экономиста-регионоведа, профессора МГУ Натальи Зубаревич: «Москва и Собянин: итоги первого срока»
https://www.youtube.com/watch?v=Bbgpir88kJU
«Москва развивается быстрее, чем вся страна. Это заслуга команды Собянина или объективные конкурентные преимущества крупнейшей агломерации и столицы России? Каковы приоритеты московских властей в расходах бюджета столицы и как они согласуются с интересами москвичей? Что важнее - выглядеть как современный европейский город или инвестировать в человеческий капитал столицы? Слышат ли нас власти Москвы и готовы ли они обсуждать проблемы?»

Дополнение: видео «Реновация - большой сюжет. Подводные камни и советы юриста»
https://www.youtube.com/watch?v=HnBIC2sriOI
Весьма любопытные и поучительные факты, на мой взгляд. Сейчас обкатывается процесс фактического изъятия жилищной собственности у москвичей, на абсолютно неправовой основе. А стройкомплекс Москвы - получает вкусные куски земли, под новую коммерческую застройку. Не исключено, что подобное, в будущем, ждет жителей и других крупных городов.
Как говорится, хозяйке - на заметку!
[Оба видео - выложены мною в конце поста]

Итак, вот они, болевые точки сознания россиян, в оценке Леонида Кроля:

О страхе, об агрессии, и о стыде:

«Сегодня на второй план отошло «быть хорошими», потому что вопрос - хорошими для кого? Притом что авторитетов нет, а есть только карающий взгляд из-под век, такие щелки… и отпихивание от корыта.
… При советской власти ценностью было не высовываться, «быть себе на уме», «и вашим и нашим», ну и известное «они делают вид, что нам платят, а мы делаем вид, что работаем». То есть это было хорошо освоенное и уже мирное, малоэкзальтированное, «домашнее лицемерие». Во времена вегетарианские оно всех устраивало, это был исторический вздох облегчения - «думай что хочешь и не высовывайся»

… Агрессия - это как раз реагирование на страх, отыгрывание его, при этом, чем примитивнее - тем она кажется истинней, тем более матерой и нутряной. «Раз мы так кричим - мы же не боимся». «Крик - это наша соборность». Наверное, банальность скажу - но этологи, специалисты по поведению животных, выделяют три основные биологические реакции (прежде всего при опасности): напасть (агрессия), убежать (сберегающая трусость) и притвориться мертвым. Безгласные, не высовывающиеся - как бы притворяются мертвыми, но чаще встречается более активная реакция - первая, агрессия.
Тем более что она стала безопасной: хоть с дивана витийствуй в интернете, хоть еще где гневно поливай ближних и дальних.

Куда денется агрессия? В худшем случае уйдет через драку (войну). …
Страх силен, он будет давать как шараханье в стороны, так и сбивание в кучи. Никаких господствующих идеологий - ни либеральных, ни патриотических - сегодня нет; думаю, что и прежде они были уделом меньшинства. Господствующей идеологией массового сознания является - «оставьте нас в покое, мы жить хотим», ностальгия по идеализируемому прошлому (очень разному, разношерстному). Агрессия - скорее, разорвать ближнего, чем идти в далекий поход.

Если страх (или суррогат опережающей агрессии) не будет нагнетаться «изнутри», из собачьих матюгальников, с помощью стилистики «враг у ворот», - появится стыд.
Стыд пока прячется, но выглядывает, его прожить сложнее, чем страх. Но, вероятно, пройти через него придется.»

О дефиците доверия:

«- Наблюдается некий парадокс, характерный, по-моему, только для России. Вроде агрессия большинства направлена вовне - на прочий мир, в котором их не любят и не понимают, - но и внутри страны сплоченности не наблюдается. Каждый смотрит на каждого со злобой и тайным подозрением, причем в любую погоду. Чем вы объясняете это?
- Тут нет парадокса, с моей точки зрения. Дефицит доверия, близости образуется невербально, чаще в небольших и сплоченных группах. Как бы среди своих, но своих по интересам, по выбору, а не внутри сбившейся стаи.
Есть такой пульсирующий шар вроде песочницы детского сада, где ты нужен мне (какой ты ни есть), а я нужен тебе, и это греет. Вот с этим мы имеем дело в большом социуме, и в нем как раз все довольно мирно.
От матрицы «как надо» - рациональной, но во многом искусственной - отошли, но к «тихим чувствам», уважению, дистанции - не дошли. Сейчас разобщены коллективы друзей и как бы единомышленников, склока наблюдается как среди либералов, так и среди государственников. Народ же в целом скорее инертен.
- Притворяется мертвым?
- Можно сказать и так.»

О возможности изменения ситуации:

«- Ясно, что стране понадобится долгая терапия. Но какая? Чем можно снять такие комплексы, такие мрачные привычки, такую подсадку на иглу пропаганды? Ясно, что другая пропаганда не сработает…

- Терапия в принципе известна - это мелкая собственность, свой дом, двор, мастерская, кооператив, вырастание государства снизу (а не растаскивание сверху большими кусками). Это соседи. Не соседи по коммунальной квартире, с дефицитом и смотрящими, с лживым пафосом «деремся, следим, доносим, зато и пьем вместе», а соседи по поселку, деревне с воздухом…

- Да где же взять такую деревню?!

- Я думаю, что сейчас нарастающая плотность городской застройки - метафора роста неживого, нежизнеспособного пространства. Это неизбежно приведет к тому, что плотные, высотные районы потеряют не только престиж, но и смысл. Идея частного, как бы она ни была оболгана, ближе среднему человеку, именно так он сможет отстоять себя перед человеком маленьким, люмпеном, привыкшим полупаразитировать, полувыжидать. Находиться в депрессии и «ждать своего часа».

«- По вашему опыту, что может радикально изменить человека, заставить его пересмотреть свои убеждения? А ведь через это скоро придется проходить огромному большинству оболваненных россиян, и вряд ли поможет одно только отключение прежней пропаганды или внедрение новой. Нужно что-то иное, но какой природы должен быть этот шок?

- Наверное, среди ряда ответов сразу приходят в голову два. Первый - грустный. После коктейля из агрессии, подозрительности, чувства превосходства, ностальгии по империи, скрытого унижения - придется пройти через болезненное отрезвление. Фактически разгром. Не обязательно физический, но духовный, институциональный, связанный с растерянностью. …

Хочется верить, что движение возможно вне траектории алкоголизма.
Эта траектория общеизвестна: стадия эйфории, с чувством субъективно и временно расширившегося мира, потом это сменяется тоской и дисфорией, абстинентным синдромом, сигналами отравленной печени и временем отказа от иллюзий.
А главная иллюзия, от которой приходится отказываться, - это «быть не как все», быть в другом, «лучшем» состоянии. Психологически тут развилка: отвернуться и постараться забыть - или вглядеться, признать поражение, воскресить память и перейти в клуб анонимных алкоголиков (очень малопопулярное и высмеиваемое у нас явление).

Второй путь - это романтические представления о «новом и прогрессивном». Прогрессоры, хорошие инопланетяне, гости из будущего, дети, которые все делают по-другому, мир гаджетов, который улучшает и перековывает людей, забирая себе значительную часть активности, но страхуя от худшего. Такой вариант рабочих муравьев, которые доят тлю, - и всем хорошо, так как это симбиоз старого и нового.

Это надежда на то, что «новое всегда побеждает старое» (нужно только подождать). И в основе - свет разума в союзе с проснувшимся чувством, этакий эмоциональный интеллект, выращивающий эмпатию и через нее - новые отношения. Куда при этом деваются «старые привычки», мало кого волнует. Видимо, уходят на пенсию и тихо ведут ворчливые разговоры на страницах нового фейсбука (в его местном, российском изводе).
Некоторое безумие, но и надежда, состоит в том, что в настоящий момент общество двигается по обоим путям.
- Уже двигается?
- Да. Существует вероятность, что тут возникает не конкуренция за право владеть территорией, но выход в объемный мир. А может, просто эти два пути научатся уживаться… и как бы не замечать друг друга.»

О проблеме зла:

«- Есть люди, которым зло доставляет наслаждение, которые испытывают восторг при травлях, избиениях, любом насилии и т.д. Это не маньяки, как мы думали раньше, это едва ли не половина, а может, и вовсе большинство. Как выявить это в людях на ранних стадиях и можно ли переориентировать, или это заложено в самой человеческой природе?
- Да, заложено, причем в каждом из нас, вообще в каждом, я это точно знаю. Но не проявляется во многих из нас - не благодаря нашей какой-то особой добродетели, а благодаря многоуровневой системе предохранительных клапанов. В разных людях работают разные клапаны. Для кого-то действуют примитивные - как страх наказания, «не принято». И как только в обществе становится можно - самые примитивные из клапанов отказывают и агрессия вырывается наружу.

Есть другие клапаны, которые социально независимы. Эти надежнее. Мы таких людей сразу видим, нам они кажутся «своими». Это не политкорректно, но это так.
Поэтому надо не выявлять нечто на ранних стадиях, а стараться формировать во многих эти более сложные клапаны. Сформировать их довольно просто и в то же время сложно. Повышенная агрессивность - обратная сторона страха, неуверенности, растерянности, напряжения перед неопределенностью. Вот эта самая неопределенность - развилка. Тут или чувствовать ее как зону роста, либо…
- Либо уничтожать.
- Да. Выход за пределы мучительной дилеммы «жертва или агрессор» происходит за счет качества наблюдателя, рефлексии, формирования фигуры «решателя или спасателя». Помоги другим - поможешь себе. И это мощный тренд, пусть и неявный, который мы наблюдаем.»

И, как иллюстрацию к мнениям Кроля - ниже я привожу цитаты из видео лекции Н. Зубаревич [начало - с 59 мин. 40 сек.]

Думаю, в её словах содержаться ответы на вопросы, заданные мною в посте. Насколько они утешительны - это вопрос интересный :)

Получился ли этот новый общественный договор между мэром Собяниным и москвичами?

"… Вот к чему я вас подвожу - к балансам. В России принять либо адски хаять, либо захваливать и вылизывать так, что мама ты моя… У нас практически утрачен спокойный, непредвзятый анализ ущербов и достижений.
Ключевая история, на мой взгляд… в том, что Москва - не вся, но немалая её часть - потихоньку дозревает до того, что в проблемах развития своего города должен быть слышен как-то её голос.

Вот остальная Россия никуда еще не дозревает - тихо сопит в две дырочки. А в Москве - появляется запрос на участие, на услышивание голоса. Он, конечно, либо еще дохлый, либо иногда такой визгливо-крикливый, что уши хочется заткнуть. Но он, слава богу, появляется.
И то, что мы с вами наблюдаем - это невозможность технократически, жёстко-авторитарно загнать москвичей железной рукой к счастью.

Это - самый лучший финал этой истории. … Мы начали сопротивляться, мы начали требовать участия снизу. Пока еще дохленько, но пытаемся. Это очень правильное движение к настоящему урбанизму, настоящей муниципальности.
Только пилить нам по этому пути - мало не покажется.»

О протестах против реновации:

«… Кого-то купят, кого-то подавит большинство… Кто-то сбежит сам, потому что жить в вашей единственной пятиэтажке посреди стройки довольно сложно, если квартал застраивается массово. …
Но это всё равно важная история. Она показала, что танк не проходит. С танка надо снимать броню. И ужас, поданный сначала в ГосДуму [проект закона о реновации - прим. моё] - хоть как-то был отрихтован.

Слушайте, а вы правда считаете, что гражданское сопротивление - это водружение флага над рейхстагом сразу?
Оно идёт в сто пятьдесят шагов, с откатами, с набиранием опыта. Мы увидели опыт нормального гражданского сопротивления, он ценнейший.
Но победы вам никто не обещал. Как и мне.
Но мы боремся, мы пытаемся доказать, что мы тоже люди, что наше мнение тоже что-то значит. Для этого надо уметь самоорганизовываться, как-то участвовать, как-то включаться.

Те же муниципальные депутаты - это замечательный шаг, я его очень высоко оцениваю.
А чтоб сразу - мы заорали, вышли на улицу, и отменили эту чёртову реновацию - ну, размечтались, ребята.
Я вам показываю, какие там группы интересов сидят, так, на минуточку.
А вы - так, покричали, человек триста, да - и запуганный Собянин ушел куда-то за свой этот красный дом, и принял решение: «… не-не… я больше никогда…». Ха!

… Нам предстоит еще дикий путь в сотню-другую лет, пока мы начнем работать как современное урбанизированное общество. Он начинается с Москвы. Новосибирск - это только монстрация, и больше ничего. В Екатеринбурге - Ройзман в тех или иных проявлениях, и больше ничего.
Давно вы не были в Смоленске, мил человек. Поищите-ка там этого современного урбанизма. Вы сразу поймете, какой замечательный город Москва.»

О технологической долине Московского Университета:

«… Расслабьтесь. В стране, из которой валом валит квалифицированный народ, и среди моих знакомых, и среди детей моих знакомых этот процесс идет изрядными темпами.
… Я преподаю в Сколково, и много. Можно, я остановлюсь на этой фразе?
Там очень милые люди, только вот инновационного рая я там не заметила… В таких оазисах, как правило, концентрируются хорошие люди. И это, наверное, их современная функция. Поэтому - давайте, за долину МГУ, соберем там нормальных людей.
Там хотя бы не будут с кадилами бегать, да. Ну - уже же хорошо.»

image Click to view



image Click to view

история россии, свобода, магистральный тупик, дебилы_бля

Previous post Next post
Up