Архитектура, ностальгия, а также реальность и её перспективы - впечатления визионера :)

Jul 17, 2017 00:20

Визионер - м. 1. Тот, кто склонен к фантазиям, беспочвенным мечтаниям. 2. Тот, кто предрасположен к таинственным видениям. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/273595

Живописцы, окуните ваши кисти
В суету дворов арбатских и в зарю,
Чтобы были ваши кисти, словно листья,
Словно листья, словно листья к ноябрю.
Окуните ваши кисти в голубое,
По традиции забытой городской,
Нарисуйте и прилежно, и с любовью,
Как с любовью мы проходим по Тверской.
Мостовая пусть качнётся, как очнётся,
Пусть начнётся, что ещё не началось,
Вы рисуйте, вы рисуйте, вам зачтётся,
Что гадать нам удалось, не удалось.
Вы как судьи, нарисуйте наши судьбы,
Нашу зиму, наше лето и весну,
Ничего, что мы чужие, вы рисуйте,
Я потом, что непонятно, объясню.

Булат Окуджава

Визионер, скажу прямо - из меня так себе. Ни о каких прозрениях и мистических откровениях и речи нет - да и не может быть. «Визионерство» моё сугубо практическое, плоское и приземленное :)
Этакие фантазии - на темы, подбрасываемые мне нашей скромной действительностью.

И фантазии сии - никогда творчески не взлетали, а скромненько шастали у меня под ногами, как проголодавшиеся кошки, тихонько мяукая и - легонько, истинно по-кошачьи, бодая меня головой под коленки :)

В детстве, помнится, выцыганив у родителей копеек пятьдесят - мы с братом неслись к киоску с мороженым, с восторгом предвкушая покупку любимого сливочного пломбира в шоколаде (в настоящем шоколаде, а не в этой противной «глазури» из разведенного какао!), и со вкуснейшими орешками…
Но, не добежав до вожделенного киосочного «рога изобилия», я вспоминала о булочной-кондитерской за соседним углом. Вкуснейшие пирожные с разным кремом, разной формы, по-разному украшенные кремовыми листочками, цветочками и загогулинками, и мои любимые эклеры…
Ах, ну почему нельзя совместить мороженое с этим кондитерским раем? - думалось мне. Почему надо непременно выбирать? Нет-нет, жизнь несправедлива к сладкоежкам! :)
И перед моими глазами возникал Абсолютный Шедевр Сладкой Кулинарии, фантастический, недоступный - и поэтому нестерпимо желанный :)

Так что, наверное, я не совсем правильно применяю этот термин, да… Но - он мне нравится :) Поэтому пусть он здесь так и остается.

… Впрочем, когда я выросла, то полюбила картины художников, которые (как я потом узнала) - с полным правом можно отнести к так называемому стилю виженари арт (Visionary art - визионерское искусство).
К этому стилю искусствоведы относят и моего любимейшего Иеронима Босха, и Сальвадора Дали, и - в числе многих прочих - незаурядного художника Х.Р. Гигера, создателя визуального воплощения - и ксеноморфов, и дизайна, в целом - в серии фильмов о «Чужих».
Но об этих фильмах, да и о других - я напишу в следующем посте.

Вернемся к приземленной реальности - данной нам в повседневных, самых обыкновеннейших наших визуальных ощущениях :)
Итак: я - как визионер, совершенно уверена, что окружающие нас повседневные пейзажи: наши дома, дворы, улицы, площади, скверы и парки; даже плетни, штакетники, заборы и ворота с калитками в этих оградах - способны не только влиять на наше настроение, но и изменять - всерьез, да! - процесс осознания человеком не только себя самого, но и своего места в мире, и - образа своего желаемого будущего.
Казалось бы, ну подумаешь, какая ерунда: эти неуловимые психологические флюиды - настроения человека, мгновенно преходящие, приятные эмоции от уютных двориков, от блеска свежей зелени, промытой недавним дождем, на газоне и яблоне - около твоего подъезда… Что нам в них, есть ли от них толк?

Но - именно из этих летучих чувств, с самого нашего детства и рождается та самая привязанность - а затем и любовь к своему Дому, рождается то - что можно и должно называть патриотизмом.
И - с моей точки зрения, в наших душах должно рождаться горячее желание развивать и облагораживать то, что пришло в нашу жизнь - из прошлого. С истинной любовью - и с истинной бережливостью. И - с истинной красотой.

Да-да, вот оно - это мое детское желание: «съесть» Шедевр Абсолютного Гармоничного Счастья :)
Чего в реальной жизни, как известно взрослым - не бывает.
Бывает же то, что мы сейчас и наблюдаем вокруг себя и среди нас - жестокое равнодушие ко всему и вся, что выходит за будничный узенький горизонт повседневности, и - в конечном итоге перерождающееся к равнодушию и жестокости к самим себе.
Что уж говорить о тех, кто далеко от нас! Они - и их страдания - и не существуют вовсе, в нашем российском крошечном круговороте жизни, в массовом равнодушном сознании россиян…

Но - вернемся к архитектуре.
Мой друг Оля olga558, в нашем с ней разговоре, в комментах - напомнила мне о милом фильме, одним из немногих фильмов советского периода, о котором можно ностальгировать, и который навсегда остался в моей памяти. Это - «Покровские ворота» Михаила Козакова.

Я говорю только об одной стороне этого фильма - романтически приукрашенной, лишенной низменных бытовых черт, но истинно существовавшей - красоте старой Москвы. Доставшейся нам - хотя в беспощадно урезанном виде - от веков 18-х-19-х, и от начала 20-го века.

И - вот не менее ностальгический текст о московских - да и, в сущности, об общероссийских остатках былой красоты: «Сергей Медведев. Последний бастион старой Москвы.»
Текст сей замечательно совпадает по настроению - с фильмом Козакова.
https://blog.newsru.com/article/13jul2017/oldmoscow

" …Да и весь квартал вокруг Лялиной площади - аутентичный, московский, не урбанистский. Классический портик и покосившиеся ворота усадьбы Нарышкина, заходи - не хочу…
Столетние, высокие, по какому-то недосмотру не спиленные липы - первый раз за лето услышал в городе терпкий запах мокрых лип. Кривой, горбатый ряд домов, сбегающий к Земляному валу - среди модерновых фасадов с эркерами и барельефами стыдливо затесался кирпичный уродец середины прошлого века. И вообще на Казенных переулках кривизна чисто московская, прихотливая, которую так хорошо умел изобразить своими воздушными кубами Аристарх Лентулов.
А вот сама Лялина площадь, пожалуй, что не московская, а питерская или даже европейская - венская, пражская, парижская. В нее стекаются пять улиц, что для Москвы редкость. И у дома между Большим и Малым Казенным, что мог бы стоять утюгом, занимая все пространство площади, неожиданно отрезан угол, оставляя пространство для маленького уютного сквера. В европейских городах так делают по требованию муниципалитетов: все дома, выходящие углами на площадь, усечены ради создания общественных пространств - а в Москве это редкость. Дома на площади стоят небогатые, с окнами нараспашку, тут же приютился несетевой гастрономчик, словно из девяностых, вечернее небо расчерчено веером проводов и свистом невидимых стрижей.
Блаженная Покровка, район между Солянкой, Яузой и Чистыми Прудами, ты последняя осталась нетронутой безжалостным лужковским девелопментом и собянинским благоустройством, уже давно пали Пречистенка и Арбат, Никитская и Спиридоновка, даже переулки у Каретного ряда сплошь забраны плиткой и офисами, а Покровка все держится последним бастионом старой Москвы.
Знаю адвокатов, которые бесплатно помогают местным ТСЖ держать оборону против рейдеров и девелоперов. Знаю людей, до сих пор живущих там в коммунальных квартирах. Видел мужчин, чинивших во дворах допотопные "Москвичи" или курящих в трениках на лавочках под жасмином.
Бывало, ремонтировал чемодан или покупал редкий чай в немыслимых лавках, приютившихся в подвалах и подворотнях проходных дворов. Бывало, подолгу не мог найти нужный подъезд, тыкаясь в кнопки дверей, крашенных древней суриковой краской. Но главное - там остался асфальт, как знакомая, родная, в трещинках и морщинках кожа близкого человека, по которой можно читать историю его и твоей жизни и которая умрет вместе с ним, со мной, с нами."

Однако и эти жалкие остатки - хоть какой-то памяти и каких-то следов истории, хоть чего-то того, что можно назвать истинно реальным - постепенно урезаются, уничтожаются и нивелируются. Превращаясь в бездарное, безвкусное, уродливое и жестокое «настоящее».
И уничтожение архитектуры, с переходом к анти-архитектуре, является только одним из проявлений сужения российских жизненных горизонтов, увы.
Да и всей российской перспективы, отнюдь не только архитектурной.

Желали ли мы видеть будущее именно таким? Нет.
Но - именно наше равнодушие и сделало возможным - его реальное появление.
Да - я думаю, что это только начало. К сожалению, и один человек - как и целая страна, не может удержаться на одном уровне разрушений и зла.

А вот еще один взгляд на проблему архитектуры и реновации. Думаю, что России было бы очень полезно попытаться встать на эту точку зрения - и увидеть истинное положение вещей.
«Война и реновация» - Александр Бабченко
http://starshinazapasa.livejournal.com/983091.html
«… Мне глубочайшим образом плевать, сколько денег за свои хрущевки получат москвичи, кроме тех полпроцента, что выходили на марш мира, которые третий год старательно отворачиваются от войны, которую устроила их страна и усиленно не замечают вот эти вот убийства.

Я вообще не понимаю - неужели вы и вправду не чувствуете, что митинг за свои районы около метро при полном, абсолютном равнодушии к убийствам - это... Черт, я даже эпитета не подберу.
Это допустимо только в том случае, если митинги против войны как минимум вообще не будут уходить с проспекта Сахарова - неужели это не чувствуется?

Это просто неловко.»

города, архитектура, история россии, война никогда не меняется, кино, магистральный тупик

Previous post Next post
Up