Ахмет-Заки Валиди - нацистский «герой суверенного Башкортостана».

Nov 29, 2017 01:03

Возмущают нашу общественность названия улиц в честь нацистских военных преступников на Украине, в Прибалтике, в Европе, в постсоветском Ближнем Зарубежье. А между тем в центре России процветает культ нацистского пособника Ахмета-Заки Валиди Тогана. Его имя носят в Башкортостане национальная библиотека, школа в г. Ишимбай. А в 2008 году в Уфе его имя дали улице… Фрунзе. Перед нами очередной пример того, как «некоторые элиты национальных республик» под видом «возрождения национальной культуры» ведут беззастенчивую пропаганду нацистской идеологии.


Памятник Ахмету-Заки Валиди. Памятники нацистским преступникам становятся привычными в России. Может - хватит?
ИСТОЧНИК ФОТО: https://arxip.com/resize/w_414/0675/pam/pamyatnik-zaki-_skulptura_675.jpg

СТОРОННИК ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ, ПРОТИВНИК ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
 Ахмет-Заки Валиди Тоган - сегодня превозносимый в Башкортостане как  «создатель Башкирской автономии» был выходцем из семьи зажиточного духовенства. Причём предки его относили себя к тептярям (этно-социальной группы, этническая принадлежность которой до конца не установлена - прим. Авт.). А вот сам Ахмет-Заки Валиди, в угоду политической деятельности, «переписал» себя и своих предков в башкиры.  http://www.vm.bashnl.ru/about.html Но об этом - немного позднее.
      По настоянию родителей будущий политический деятель получил исключительно религиозное образование, обучаясь сначала в медресе деревни Утяково (которым руководил его дядя), а затем - медресе Марджани и Касимия в Казани. Уже тогда проявились его… своеобразные взгляды. Когда в 1908 году он  Ахмет-Заки начал работать над исторической работой посвящённой истории народов Поволжья и их жизни в государствах Чингизидов, он назвал свою работу «История тюрков». (Салихов А. Г. Научная деятельность А. Валидова в России. - Уфа: Гилем, 2001, С.68-69.) На попытки  даже такого авторитета, как Галимжан Ибрагимов убедить Валиди в том, что в название работы следует включить указание татарского народа, об истории которого, собственно и повествует большая часть работы, Валиди ответил категорическим отказом. Уже тогда он принял идею пантюркизма - подчинения всех тюркских народов вокруг Османской империи и включение их (с территорией проживания) в её состав.


Ахмет-Заки Валиди. Объявил себя башкиром, чтобы получить место в Учредительном собрании. Но многие до сих пор верят...
ИСТОЧНИК ФОТО: http://aura-dione.ru/gallery/images/838799_zaki-validi-biografiya.jpg

Взгляды Ахмета-Заки Валиди были далеки от каких-либо идей «свободы, равенства, братства». Так в 1913 году он выступает в печати против организации в Казани женской гимназии. (Салихов А. Г. Научная и общественно-политическая деятельность А. Валидова в 1908-1920 гг.:диссертация … кандидата исторических наук : 07.00.02. - Уфа, 2003, С.137.).
        Башкирский «патриотизм» проявился у Ахмета-Заки Валиди лишь в 1917 году, когда он принял участие в выборах во Временное центральное бюро российских мусульман и в депутаты Учредительного собрания. Тептяри не представляли собой какой-либо политической силы. Вот татары и башкиры - да. Но с татарской интеллигенцией у Ахмета-Заки Валиди «горшки побиты» были со времён его «Истории тюрков»… Так тептярь Валиди и стал башкиром. И членом Временного центрального бюро российских мусульман.
          Здесь нужно остановиться подробнее. «Временное центральное бюро российских мусульман» (ВЦБРМ) - организация очень интересная. Кроме пантюркиста Валиди туда входили следующие персонажи.
              ·         Ильяс Алкин, призывавший в ноябре 1918 года к отделению Поволжья от России http://www.peoples.ru/state/statesmen/ilyas_alkin/
            ·  Муса Биги - член азербайджанской мусавитской организации (промышляющей терроризмом и шпионажем в пользу Османской империи, а ещё позже и - гитлеровской Германии) http://www.tinlib.ru/istorija/neizvestnyi_separatizm_na_sluzhbe_sd_i_abvera/p18.php ;
              ·  Садри Максуди - до 1917 года русский патриот из партии кадетов https://russiaforall.ru/materials/1405294362 , с 1917 года «переобувшийся в полёте» - идеолог отделения от России штата «Идель-Урал», сбежавший впоследствии в Турцию (через Францию) и «подставивший» своих единомышленников;
      словом, даже учитывая наличие в составе ВЦБРМ таких деятелей, как меньшевик Ахмед-бек Темирбулатович Цаликов и Шакир Мухамедьяров, становится понятно, что Бюро стояло на откровенно сепаратистских позициях, причём большинство его членов беззастенчиво смотрели в сторону Турции. Но - вернёмся непосредственно к Валиди.

КАК «ЦВЕТОК» В ПРОРУБИ
         Во время гражданской войны Ахмет-Заки Валиди болтался между политическими силами, как «цветок» в проруби, предавая союзников, как только для них наступали тяжёлые времена.
      В то, что Советская Власть, это - надолго поначалу никто не верил. Потому-то, почуяв возможность урвать кусок от многострадальной Российской империи, в 1918 году оживились националисты. Сепаратистские идеи и, особенно, идеи пантюркизма большевикам почему-то не понравились. Когда же в Уфе образовалось Башкирское правительство, претендующее на создание независимого государства, терпение большевиков лопнуло и в январе 1918 года членов правительства, включая Ахмета-Заки, арестовали в Уфе. Освободили Валиди и его товарищей части оренбургских казаков с башкирскими ополченцами. Валиди присоединяется к Чехословацкому корпусу, а затем закономерно переходит и на сторону армии Колчака.


"Верховный правитель России" Александр Колчак. Один из тех, кого предал Ахмет-Заки Валиди
ИСТОЧНИК ФОТО: http://www.proza.ru/pics/2015/12/02/812.jpg

Но в когда весеннее наступление колчаковской армии 1919 года захлебнулось и войско «Верховного правителя России» начало драпать обратно на Восток, Ахмет-Заки Валиди понял, что быть командиром в армии, обречённой на поражение ему как-то не очень нравится. После чего в начале 1919 года вместе со своими людьми переходит на сторону Красной Армии (Ганин А. В. Антибольшевицкое движение в Оренбургском казачьем войске // Белая гвардия : Альманах. - М.: Посев, 2005. - Т. 8. - С. 180-185.). Вообще - принцип «переходить на сторону сильного» был одним из основных принципов Валиди всю его жизнь.
            С марта 1919 по май 1920 Ахмет-Заки Валиди был председателем Ревкома Автономной Башкирской Советской Республики. Однако 28 мая 1920 года выходит Постановление ВЦИК от 28.05.1920 "О государственном устройстве Автономной Советской Башкирской Республики". https://www.lawmix.ru/sssr/18524 Этот короткий документ вызвал в Валиди откровенную ярость.
              Во-первых, согласно «Постановлению» все государственные учреждения Автономной Башкирской Советской Республики подчинялись аналогичным учреждениям РСФСР «с обязательством исполнения инструкций и распоряжения последних».
              Во-вторых, ст. 2 «Постановления» чётко относила вопросы внешней политики и внешней торговли к компетенции РСФСР, запрещая прямые контакты правительства Валиди с зарубежными государствами;
              В-третьих, ст. 5 «Постановления» гласила: «Необходимыми финансовыми и техническими средствами Автономная Советская Башкирская Республика снабжается из общих средств Р.С.Ф.С.Р.».
           В Автономной Башкирской Советской Республике это постановление общество приняло спокойно: настрадавшееся от гражданской войны население было заинтересовано в «твёрдой власти», а уж учитывая, что тяжёлой и машиностроительной промышленностью на тот момент регион был небогат, обязательства Москвы обеспечить Башкирскую Республику технически воспринимались с большим энтузиазмом. Но только не Ахметом Заки Валиди и его правительством.
          Ахмет-Заки Валиди был в бешенстве: «Постановление» поставило жирный крест на его пантюркистских планах. По идее можно было бы попробовать поднять восстание против большевиков, но… 1920 год - не 1918. Стало очевидно, что Советская власть - всерьёз и надолго. Уже говорили об отмене продразвёрстки, а хлебнувшее «прелестей» колчаковской оккупации население не собиралось поддерживать политические амбиции «политического флюгера» Ахмета- Заки Валиди.
              Единственное, на что хватило Валиди - на демонстративную отставку и выезд на южные окраины бывшей Российской империи. Оставив своих сторонников в Башкирии на произвол судьбы. Впрочем, дважды предателя Ахмета-Заки Валиди такие мелочи уже не беспокоили.

ТУРЕЦКИЙ «ПАТРИОТ» НА АНГЛИЙСКИЕ И ПОЛЬСКИЕ ДЕНЬГИ
             После того, как Ахмет-Заки Валиди бросил своих соратников в Уфе, он приезжает в Туркестан, где его идеи пантюркизма наконец-то находят своих сторонников. Он становится членом Туркестанского национального совета. Здесь-то к нему и присоединился  идеолог и практик пантюркизма османский офицер Исмаил Энвер, более известный, как Энвер-паша. http://home.ku.edu.tr/~syilmaz/doc/08.pdf  Напомним несведущим, что Энвер-паша известен, как идеолог геноцида армян, участник геноцида ассирийцев, организатор геноцида греков Османской империи. Милейший в общем человек… Не даром военный трибунал самой Турции признал Исмаила Энвера военным преступником http://www.armenian-genocide.org/Affirmation.237/current_category.50/affirmation_detail.html
        Вместе с Энвер-пашой Ахмет-Заки Валиди выступает организатором басмаческого движения Бухары, Хивы и Туркестана, действовавшего на южных границах Советской России. Однако, быстро понимает, что не имея никакого военного образования, он бледно выглядит на фоне профессионального офицера Исмаила Энвера. И… устраняет конкурента. Причём устраняет хоть и предательски, но - изящно!


Энвер-паша. Погиб после того, как поддерживавший его Амнулла-хан очень "своевременно" узнал о том, что Энвер-пашу финансируют ненавидимые афганцами англичане.
ИСТОЧНИК ФОТО: http://rp.kolganov.su/sites/default/files/articles/23/enver-pasha_1911.jpg

Дело в том, что Энвера-пашу активно поддерживал афганский правитель Амнулла-хан http://new.hist.asu.ru/biblio/vost/12.pdf Афганистан стоял на жёстко антибританских позициях (именно англо-саксы превратили цветущий Гюлистан-Афганистан в нищую вечно воюющую страну, которую мы знаем сегодня).
            Пикантность ситуации в том, что антисоветская и пантюркистская деятельность как Ахмета-Заки Валиди, так и Энвера-паши Турцией не поддерживалась. В Турции к власти пришёл Мустафа Кемаль, который предпочитал с РСФСР и СССР договариваться, а не воевать. Так кто же финансировал басмачей? Согласно недавно рассекреченным данным архивов отечественных спецслужб, деятельность пантюркистов финансировалась… Англией и Польшей! Об английских-то связях Энвера-паши и узнал «случайно» Амнулла-хан. Помощь Энверу - паше немедленно прекратилась.


Страница из рассекреченного досье  А. З. Валидова. Согласно рассекреченным агентурным данным сам Ахмет-Заки Валиди получал за свой пантюркизм и "башкирский патриотизм"  зарплату от спецслужб Польши и Великобритании.

16 июня 1922 года. Энвер-паша писал военному министру Афганистана Мухаммаду Надир-хану: «Мой дорогой Надир! Вчера после сражения я ушел с моими войсками в Карлук. Главная причина в том, что мои солдаты израсходовали все патроны... Если Вы не сможете дать благоприятного ответа на мою просьбу о подкреплении, я отправлюсь в Джиликул и Курган-тепе. Пожалуйста, пришлите мне русских патронов. Ваш Энвер».
              Энвер-паша ничего не получил, и 4 августа 1922 года около кишлака Обдара погиб (по мнению свидетелей - покончил с собой, подставившись под пули) https://voencomuezd.livejournal.com/662145.html
              Правда, выгоды  от своего очередного предательства Ахмет-Заки Валиди так и не увидел: басмаческое движение было разгромлено Красной Армией, а ему самому пришлось удирать в Турцию.

ОТ «НА ВСЕХ ПРИГОДНОГО» ДО ГИТЛЕРОВСКОГО ПОСОБНИКА
       О жизни Ахмета-Заки Валиди в 20-30 годы можно сказать одно. Работал он на разведку. Причём - не на одну и сразу. Судите сами:
       · завербован в качестве агента польской разведкой, и в декабре 1929 года в экспозитуре на него заводится личная карточка, с присвоением Валидову оперативного псевдонима «Zew». Куратор - шеф экспозитуры №2 капитан Э. Харашкевич. Функции - вербовка русскоговорящих тюрков, для их заброски в СССР с целью нелегальной разведывательно-подрывной работы.
       · Есть данные, что за плату выполнял поручения и советской разведки по сбору данных. http://tatar-history.narod.ru/ahmet_zakki_validi.htm
  То есть объявить Валиди «борцом с большевизмом» не получится: «идейный» Ахмет-Заки Валиди работал на всех, кто готов был платить!


Карточки на Валидова, заведенные Польской разведкой в 1929 году, которые попали в 1939 году в Фашистскую Германию, а затем в 1945 году были вывезены в СССР. В настоящее время хранятся в Российском государственном военном архиве (РГВА) в г. Москве.

В 1935 году Валиди умудрился испортить отношения с президентом Турецкой Республики Ататюрком, раскритиковав ряд его работ. После этого ему пришлось уехать в Германию.
    Тогда же начался «роман» Ахмета-Заки Валиди» и с гитлеровской разведкой - абвером. Правда здесь вышла осечка. Абвер работал аккуратно, поэтому факты работы Валиди на польскую разведку были обнаружены, а после захвата архива польской разведки в 1939 году, Валиди оказался в совсем щекотливой ситуации. Сотрудничество с поляками бросило тень на репутацию Валиди в гитлеровской Германии и он вынужден был очередной раз бежать. Опять - в Стамбул, благо Ататюрк-Мустафа Кемаль скончался в 1938 году.


Отчет А. З. Валиди в польскую разведку и предложения по вербовке агентов из числа русскоговорящих тюрков, с последующей их заброской на территорию СССР.

В начале Великой Отечественной войны Ахмет-Заки Валиди оказывается никому не нужен: Польша перестала существовать, в Германии ему не верили, Турция, как союзница Германии - тоже «учёного» не жаловала. По своему обыкновению Валиди пытается перейти на сторону сильного и уже в июле 1941 года пытается выехать в Германию. Это ему не удаётся: «польский след» в биографии мешает. Впрочем, совсем со счетов Валиди не списывали: в августе 1941 г. Валиди встречался с высокопоставленным чиновником ведомства А. Розенберга ученым-востоковедом Г. фон Менде, с которым также говорил о месте эмиграции и роли ее кадров в грядущих событиях.
     Но уже к началу 1943 года в гитлеровской Германии принято решение о максимальном привлечении коллаборационистов в войска СС и вермахта. Тут-то о потугах Ахмета-Заки Валиди и вспомнил некто обергруппенфюрер СС Артур Флепс.


Создатель мусульманских батальонов СС - обергруппенфюрер СС Артур Фелпс. Идеи пантюркизма А. З. Валиди ему очень пригодились
ИСТОЧНИК ФОТО: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/6/6f/%D0%90%D1%80%D1%82%D1%83%D1%80_%D0%A4%D0%BB%D0%B5%D0%BF%D1%81.jpg/450px-%D0%90%D1%80%D1%82%D1%83%D1%80_%D0%A4%D0%BB%D0%B5%D0%BF%D1%81.jpg

Артур Флепс - один из создателей «мусульманского проекта рейха» http://www.ng.ru/politic/2009-11-11/4_hitler.html На его совести - создание «мусульманских батальонов СС. Для организации вербовки среди мусульман и был привлечён в числе других Ахмет-Заки Валиди Тоган.
      В январе 1943 года Валиди был приглашён в Германию, где ему был поручен «кадровый отбор» в 13-ю горную дивизию СС «Ханджар», составляющуюся из боснийцев-мусульман. Дело в том, что боснийские мусульманские лидеры трижды выносили решение не участвовать в подобных проектах. http://archive.frontpagemag.com/readArticle.aspx?ARTID=9203   Нужен был кто-то, кто объяснил новобранцам необходимость воевать за «великую Германию». Таковыми стали  иерусалимский муфтий Мухаммад Амин аль-Хусейни и… Ахмет-Заки Валиди Тоган. https://kprf.ru/media/filestorage/library/kto_on_zaki_validi_2.pdf


Отрывок из письма Валиди , где он размышляет о правильности применения национал-социалистской «расовой теории».

Затем было участие в создании таких частей СС, как «Туркестанский легион», Волжско-татарский легион «Идель-Урал», «Азербайджанский легион», боевая группа «Крым». Идеология всех этих подразделений была одна - пантюркизм. Тот самый, который проповедовал с подачи своих гитлеровских хозяев Ахмет-Заки Валиди.
        В 1944 году Валиди окончательно заигрался: возглавляемое им пантюркистское сообщество спровоцировало массовые студенческие беспорядки в… Турции. (Киреев Н. Г. «История Турции ХХ век.  Ответственный редактор тома A. 3. Егорин. - 1-е. - Москва: Крафт, 2007.)Этого турецкие власти стерпеть не могли: одно дело, когда человек работает против потенциального противника, другое - когда гадит в «руку кормящую». Против Валиди и его соратников был организован судебный процесс, в результате которого Валиди был приговорён к 10 годам тюремного заключения. В тюрьме он и пересидел «горячее время», но как только Черчилль разразился Фултонской речью, начавшей Холодную войну, Валиди немедленно амнистировали и выпустили на свободу. https://vostokoved.academic.ru/135/%D0%92%D0%90%D0%9B%D0%98%D0%94%D0%9E%D0%92_(%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B4%D0%B8),_%D0%90%D1%85%D0%BC%D0%B5%D1%82-%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%B8

ПОД МАСКОЙ «ВОЗРОЖДЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ»
     Из рассказанного выше можно сделать однозначный вывод: Ахмет-Заки Валиди Тоган представляет собой распространённый в ХХ годы тип беспринципно-продажного политического авантюриста, менявшего хозяев в соответствии с сиюминутной выгодой.

1. Ни о какой «борьбе с большевиками» речи идти не может - он им служил, пока это было ему выгодно.
     2. О борьбе за «суверенный Башкортостан» тоже говорить смешно: в пантюркистских планах Ахмета-Заки Валиди Тогана Башкортостан должен был стать лишь составной частью пантюркистского государственного образования, главенствующую роль в котором должна была играть Турция.
     3. Во время Великой Отечественной Войны Валиди деятельно сотрудничал с нацистским режимом Гитлера, а батальоны СС, созданные при его деятельном участии прославились нечеловеческой жестокостью.Во время Великой Отечественной Войны Валиди деятельно сотрудничал с нацистским режимом Гитлера, а батальоны СС, созданные при его деятельном участии прославились нечеловеческой жестокостью.


Мусульманские батальоны СС. Убийцы, садисты, военные преступники. Их идеологу  Ахмету Заки Валиди в сегодняшней России ставят памятники, его именем называютулицы и школы. А мы удивляемся выступлениям "Коли с Уренгоя"...
ИСТОЧНИК ФОТО: https://www.visper.org.ua/wp-content/uploads/2017/07/5-32.jpg

Как после этого объяснить маниакальное стремление элит Башкортостана к возвеличиванию этого существа - для порядочного человека решительно непонятно.
    Но очень хорошо понятно для этих самых элит. Когда в Уфе улица Фрунзе была переименована в улицу А. З. Валиди, это вызвало справедливое возмущение общественности http://www.km.ru/news/v_ufe_nazvali_uliczu_imenem_fash Руководство Башкортостана мнение общественности проигнорировало. Улица имени нацистского пособника Валиди в Уфе присутствует до сих пор. Возмущение уже российской общественности вызвало то, что на территории восточного факультета Петербургского государственного университета в 2008 году пособнику фашистов и идеологу пантюркизма Ахмет-Заки Валиди установлен памятник. https://www.youtube.com/watch?time_continue=4686&v=QLMohlOIRh8 Воз и ныне там. Более того, в прессе и Интеренете часто мелькают истерические панегирики Валиди с общей фабулой «Валиди не нацистский преступник, а национальный герой!». Простите, но насколько ущербным на голову нужно быть, чтоб называть национальным героем человека, который, по сути, всю свою жизнь торговал свободой своего народа?…. Впрочем, своего ли?
  А пока ломаются копья на научных конференциях, руководству Российской Федерации пора бы задать себе вопрос: не слишком ли часто под маской «возрождения национальной культуры» в «некоторых республиках» РФ ведётся целенаправленная деятельность по героизации нацистских преступников? Не пора ли сделать выбор - либо принимаемые меры, либо - растущие своры «Коль с Уренгоя» на наших улицах…

#ахметзаки_валиди, #басмачи, #quis_quaeritis, #религия, #великая_отечественная_война, #коллаборационизм, #политика, #басмачество, #общество, #фрунзе, #военные_преступники, #валиди, #башкирия, #башкортостан

Previous post Next post
Up