16 апреля мы ездили в Ватикан. Программа посещения самого маленького государства в мире была такова: музей и Собор Святого Петра с прилегающей к ней площадью.
Фото сделано из замка Святого Ангела
В Ватикане мы допустили самую большую оплошность за все наши римские каникулы, стоившую нам полтора часа жизни, которые мы потратили на стояние в очереди. Читала ведь заранее совет не идти в музеи Ватикана до обеда (а также в понедельник). И всё равно первым делом что мы сделали (в 10 часов утра в понедельник)? Встали в эту длиннющую очередь. Мы просто даже не представляли, какая она длинная, так как не видели ее всю! Ну и поддались стадному инстинкту ещё: увидели толпу под указателем “Музеи Ватикана”, под ней все стоят и мы будем стоять.
Ну так вот, отстояв полтора часа, потом ещё три часа походив по музеям мы выбрались из застенков за стены Ватикана и что увидели у входа? “Очередь” из трёх человек! А ведь можно было сначала осмотреть собор Св. Петра, а потом уже идти в музеи - сохранили бы много сил и времени. Ну да ладно. Короче, воспользуйтесь нашим опытом - не ходите в музеи Ватикана до 14.00! И будет вам щастье. И никаких очередей. Заранее покупать билеты и платить 3 евро за “быстрый вход” (в добавление к стандартной цене 15 евро), а также покупать индивидуальные туры за 60 евро только ради того, чтобы “проскочить” очередь тоже не надо будет, это не к чему, когда очереди итак совсем нет.
Пройдя через металлоискатель мы купили билеты и попали во владения Папы Римского.
Парадокс: в самой маленькой стране мира находится самый большой музейный комплекс. Размеры и вообще размах всего просто поражают - 1400 залов, 50000 объектов, от античных до современных, с упором на эпоху Возрождения, - Рафаэля, Джотто, Беато Анжелико, Перуджино, Леонардо да Винчи, Тициана, Караваджио и других. Ну а ценность всех этих сокровищ просто даже в голове не укладывается. Ходили по залам часа три, ужасно устали, а кажется, что многое и одним глазком не увидели. Через многие залы просто прошли мимо, можно сказать. Ибо нормальному неподготовленному человеку столько в себя за один раз просто не реально вобрать. Пока дошли до Сикстинской капеллы глаз настолько замылился, что нам уже было не до чего, поэтому и должного впечатления часовня, расписанная Рафаэлем и другими великими итальянскими художниками эпохи Ренессанса не произвела. Ну да, мол, видели мы подобное уже и в других залах типа. А ведь капелла считается жемчужиной Ватикана! А вообще в каждом из залов можно бы было провести по нескольку часов. Насыщенность шедеврами просто невероятная.
Первое, что привлекло наше внимание -вот этот шар во внутреннем дворике, известном как Сад Шишки . Что он символизирует - точно неизвестно, думаю, каждый находит в нём своё.
А вот и шишка пинии, или сосны, в честь которой назван дворик.
Ну и пошли по нескончаемым лабиринтам залов к заветной конечной цели - Сикстинской капелле (единственное место в музеях Ватикана, где запрещено фотографировать, кстати)
Самое сильное впечатление произвелии Станцы, это апартаменты Папы Юлия II (1503-1513), расписанные Рафаэлем и его учениками
Галереи фламандских гобеленов и карт Италии. Коридор 120 метров длинной, 6 шириной украшен 40 картами земель бывших владений Ватикана.
Эндрю устал
Вышли мы из музеев окультуренные, но совершенно обессиленные и умирающие от голода. Пошли на обед в Инсалата Рикка, где мы очень вкусно подкрепились и вновь очутились в бодром строю туристов, отправившись на площадь Святого Петра.
На колоннаде 142 фигуры святых.
Кто-нибудь заметил, что с площади почти не видо знаменитого купола базилики Святого Петра? На мой взгляд, фасад чересчур выдаётся вперёд
Чтобы попасть в собор надо было пройти через металлоискатель опять. Но тут очередь была не большая совсем
Внутри базилика производит впечатление, которое описать можно всего двумя словами: культурный шок. Ничего более грандиозного я не видела в своей жизни (а я была, во многих величайших европейских соборах). Поражает размах и величие прежде всего, это сразу ошеломляет, а потом начинаешь присматриваться к деталям. Вообще когда туда попадаешь не знаешь куда и смотреть, поэтому я многое пропустила.
Хожу с задранной головой, так как меня просто заворожил купол. По чему хожу и что вокруг не вижу, хоть там и шедевры кругом. Вот так вот с задранной головой наверное и прошла мимо Пиеты Микеланжело, а потом всё удивлялась: "А почему мы там её не видели?" Загипнотизирована, не иначе. Теперь жалею, что ходили без гида.
А смотрю я вот туда, откуда пробивается свет, под купол. Вы видите буквы на золотом? И я не вижу. А между тем они по два метра высотой, Вот такие масштабы.
При помощи зума можно увидеть и даже прочитать надпись "Во славу Святого Петра, Папа Систус V, год 1590 чегой-то там" (всё таки уроки латыни двадцатилетней давности не прошли даром).
А потом я заберусь под самый купол и буквы будут совсем близко, а людишки там внизу почти невидимыми
Под позолоченным балдахином в центре, под полом собора, под землей находится легендарная могила Святого Апостола Петра. В этот факт просто надо поверить.
Вход в собор бесплатный, а вот чтобы подняться на купол надо платить. На самый верх лифт не идёт, последний этап восхода на купол все проходят по винтовой лестнице. А лифт доходит только до этой смотровой площадки, потом ещё надо пройти.
Я стою на фасаде, а за мной купол спроектированный Микеланжело
Скульптуры святых, которые смотрят на площадь с фасада. Каждая - по шесть метров высотой.
На куполе было очень многолюдно и неудобно фотографировать, а виды вот такие
Зашли на папскую почту, купили Ватиканскую марку и открытку с видом на площадь Петра и отправили домой Антону с припиской “от Папы Римского". Открытку получили 27 апреля, через 11 дней
А вот в гроты мы не спустились, и зря, там тоже интересно должно быть.
Костюмчики от известного итальянского дизайнера Микеланжело. Гвардейцы носят такую одежду с ХVI века
Из Ватикана пошли в Замок Ангела и обнаружили, что там не только не было очередей, но ещё и билеты были бесплатные. Ура, халява! Но это не всегда так, а только во время Недели Культуры, которая в этом году была как раз с 11 по 18 апреля и вход во все музеи (кроме Колизея и Ватикана) был свободный. Вот повезло-то! Но, если честно, мы так устали в тот день в Ватикане, что посмотрели на замок одним глазком и решили вернуться туда на следующий день полными сил, всё равно платить не надо. Так что в Замке Святого Ангела мы побывали дважды
Замок Святого Ангела чем-то напомнил Лондонский Тауэр, наверное своей мрачной историей. В разные времена это была и крепость, и тюрьма, и мавзолей, и гробница (это вообще давно, в первом веке нашей эры), и убежище Римских Пап (между замком и Ватиканом существовало множество подземных ходов), и библиотека, и дворец, и сокровищница, и музей, и туристической завлекуха.
Побродив по мрачным средневековым лабиринтам поднялись наверх, на смотровую площадку (к слову о Средневековье. Как всё-таки здорово, что в один день мне удалось увидеть, потрогать, ощутить этот контраст - гнетущего Средневековья и окрыляющего Возрождения, не удивительно, что в первый день, после музеев Ватикана и Святого Петра мне хотелось бежать из этой тюрьмы)
Ну и напоследок монумент Витториано на площади Венеции, он же “Пишущая машинка”, «Свадебный торт”, “Вставная челюсть”. Тоже образец монументальной, грандиозной архитектуры, правда многие считают это сооружение безвкусным. Монументальность производит впечатление, но лично у меня остался какой-то осадок "А зачем это всё нагородили?", как-то не вписывается этот монумент в общий облик Пьяцца ди Винециа