Русские в эмиграции

Aug 12, 2009 17:09

Владимир Усачевский (1911- 1990), родился в Маньчжурии. В детстве пел в хоре Русской Православной церкви. В 1930 г. в возрасте 19 лет эмигрировал в США, будучи уже одаренным пианистом, особенно известным своими интерпретациями музыки эпохи Романтизма и блестящими импровизациями. В 1939 г. Усачевский получает степень Доктора философии в консерватории Истман. С 1947 г. и до ухода на пенсию в 1980 г. преподает в Колумбийском университете, в частности, контрапункт 16-го века. Его ранние неоромантические сочинения отличались богатством хорового звучания и сочностью инструментовки. В начале 1950-х экспериментирует со звуком, записанным на магнитофон, что вскоре приводит к созданию первых композиций для пленки и историческим концертам электронной музыки в Нью-Йоркском Музее современного искусства организованным совместно с Отто Люнингом в 1952 г.

Первые электронные опыты Владимир Усачевский проделал в возрасте сорока лет, будучи уже совершенно сформировавшимся композитором, тяготеющим к экспрессивной неоромантической эстетике. В отличие от Кейджа или многих молодых композиторов следующего поколения, он никогда не отходил от академической классической традиции, не отказывался от традиционных взглядов на музыкальную форму, стремясь к передаче эмоций, достижению максимальной выразительности своей музыки средствами композиции, используя новые средства электроники для обогащения инструментальной палитры и расширения тонального языка, создав своеобразный американский гибрид французской конкретной и немецкой электронной музыки, преимущественно сериальной. В некотором смысле, Усачевский был пользователем, а не создателем новых средств. Технология как таковая никогда не была в числе его главных приоритетов.
В числе сочинений Владимира Усачевского - пьесы для пленки, пьесы для пленки и живых инструментов, музыка для радио-спектаклей, театра, кино и телевидения, в частности «Пьеса для магнитофона» (1956), «Метаморфозы» (1957), «Из дерева и меди» (Of Wood and Brass) (1965), оратория «Creation Prologue» (1961) для пленки и 4-х хоров, «Беспроводная фантазия» (Wireless Fantasy) (1960).
В разное время у Владимира Усачевского учились такие признанные мастера Американской музыки, как Джон Эпплтон, Чарльз Додж, Венди Карлос, Эллис Шилдс, Харви Солбергер, Чарльз Уоринен и даже легендарный конструктор Роберт Муг.

В альбоме "Film Music" представлены самые мощные и изобретательные произведения Усачевского. Датируются они 1962 и 1968 годом. Альбом делится на две части. Первая стала звуковой дорожкой к фильму Орсона Уэлса "Нет выхода" (по пьессе, кстати, товарища Жан-Соль Партр). А вторая часть была записана для фильма Ллойда Майкла Уильямса "Линия Апогея". "Нет выхода" - это давольно традиционный саундтрек, который подразумевает фоновость для диалогов. А вот в "Линии Апогея" Усачевский развернулся пошире, так как безмолвных сцен предостаточно. Это естественным образом превратило музыку в важнейший хдожественный инструмент.
Vladimir Ussachevsky - Film Music
Previous post
Up