некоторые российские психологи: женская гиперфункциональность

Oct 28, 2013 21:16

Я уже сто лет назад хотела поговорить про этот пост Юлии Рублевой, правильной женщины и маститого психолога всея жж, а тут как раз и повод появился. В жж, оказывается, уже несколько месяцев идет долготлеющий скандал: Рублева, потеряв бдительность, по фотографии диагностировала инцест у мужа и дочери Татьяны Соломатиной. В ответ там случилось много чего интересного, и появились всякие вопросы по поводу квалификации этого психолога, а также материализовались толпы обиженных людей, которые платили ей за групповые консультации пять тысяч рублей в час; см. детали у Соломатиной в журнале. (Не могу сказать, что сильно люблю Соломатину; тут уж ситуация скорее из разряда: а если кит на слона налезет, кто кого сборет?)

Но поговорить я хотела не совсем о том, а об одной из ее статей про правильных женщин. Когда-то давно, на почве болезненного разрыва, я сильно увлеклась текстами Рублевой про переживание развода (написано, действительно, хорошо, на основе личного опыта), и начала читать все подряд. И очень скоро стало мне не по себе: по сути дела, то, что она советует другим женщинам, прямо противоречит ее собственному практическому опыту. Развод, судя по описанию, был особенно тяжелым потому, что она полностью положилась на мужа во всех смыслах, не отрастила никаких своих ресурсов, и после его ухода просто распалась на куски. Да, она сильная женщина, она в конце концов собрала себя обратно: пошла учиться, начала делать интересные проекты, вести блог, и т.д. Но тем не менее, пишет, пишет, пишет, советуя: будь слабой! не делай сама ничего, что может сделать мужчина!


Я сидела в свежевырытой яме во дворе и ждала Антона. Антон был из соседнего двора, но горячую воду искали только у нас и ямы были вырыты только у нас. Яма  была рыжая, глиняная и на ее стенках уже проросли какие-то ромашки. Антон пришел и спрыгнул в яму. Мы с ним немного поговорили. Вдруг по стене ямы быстро-быстро пополз маленький, крошечный паучишка. Я пауков боюсь всю жизнь до визга, но этот был совсем с миллиметр, наверное. Я уже занесла палец, чтобы его раздавить (я негуманная), но что-то меня остановило.
- Ой, -   пискнула я, - паук!! Я боюсь!!
Антон занес руку и роскошным щелбаном убил паучишку. А потом пробормотал, что я самая красивая и очень ему нравлюсь.
Надо ли говорить, с каким искренним восхищением я на него посмотрела?
Мне было три года,  ему четыре.
Сверху ямы за нами присматривала моя бабушка.
Я на всю жизнь запомнила этот невесть откуда донессшийся до меня сигнал "стоп". Не надо самой убивать паука, когда рядом есть мальчик, способный на роскошный щелбан.
Но нечасто ему следовала. Было время, когда мне казалось, что с моими огромными пауками разных мастей не справится никто, кроме меня. И справлялась сама.
Давайте посмотрим, что такое женская гиперфункциональность. Это то, что случилось бы со мной окончательно, если бы я в свои три года не услышала этот древний "стоп."


Дальше там роскошно: глупые девочки убивают пауков сами, выглядят слишком умными, соревнуются с мальчиками, доказывают свою состоятельность и т.д. Каждый пример неправильного поведения кончается тем, что "к яме со всех ног бежит бабушка Антона" и отнимает своего внука у злой девочки.
Вопрос у меня такой: что должна символизировать в этой ситуации бабушка? Некий злой рок (или вселенскую справедливость?) в обличье женщины? Власть матриархата над мужчинами?
В самом деле, о чем нам говорит такое окончание? Не о том, что от слишком функциональной женщины мужчина уйдет. Нет! Оно нам говорит, что если сильно выделываться, то мужчину заберут.
А это, согласитесь, уже совершенно другая история: не психологический текст, а страшилка для девочек. Бу! Страшно?

покопаться, манкировать макияжем, все пожрал проклятый долгоносик!

Previous post Next post
Up