А вот интересно, покрывающиеся шерстью уши у персонажей в "Понедельник начинается в субботу" Стругацких - это отсылка к "Трем Толстякам" Олеши? Там, если кто забыл, девочка Суок в роли куклы проникает ночью в зоопарк, чтобы освободить Просперо, и в одной из клеток натыкается на странное существо: похожее на человека, но все обросшее шерстью. У него
(
Read more... )
Проблема в том, что эта идейная основа не воспринимается критически позднесоветской интеллигенцией, ибо является привычным умолчанием как само собой разумеющееся базовое "разумное-доброе-вечное" в картине мира с пристёгнутой сюда же позднесоветской рецепцией т. н. "гуманизма", в которой Джордано Бруно сожгли "за правду" (вообще безупречный диагностический тест на вменяемость учебников по истории философии науки, сразу глядишь, как автор описывает историю Бруно и дальше можно не читать).
История с психохирургией, евгеникой и экспериментами на людях, в т. ч. недобровольными вообще как-то мало освещается, ибо даёт исключительно неприглядную картину состояния умов в межвоенном научном сообществе. Принудительную стерилизацию расово неполноценных, лоботомию и прочие интересности практиковали и в Новом и в Старом Свете, а судили одного Менгеле, и судили именно потому, что он попался русским, которые разного рода евгенику пресекли ещё до войны, а лоботомию запретили окончательно в 1950 м (и до этого операции в СССР исчислялись десятками и проводились в академических институтах в качестве сугубо экспериментального метода лечения тяжёлых случаев шизофрении).
Знаменитое дело Бак против Белла вспомните, я уж не говорю о практиках, существовавших в США и Канаде применительно к индейцам вплоть до 70-х.
Чтобы делать какие-то явные выводы, надо диссертацию написать, но в отношении Булгакова я вижу вот какую картину.
Послереволюционный сдвиг в сторону новой этики, антирелигиозные порывы, вера во всесилие науки, вечные двигатели и т. д.
Логично, если бы смелый экспериментатор Преображенский был показан как носитель новой морали, этакий ницшеанец, отрицающий авторитеты. Типаж Гарина, например, таких учёных-злодеев изрядно наберётся в литературе.
На современную публику впечатление бы произвёл вполне дежурное: ницшеанцы они понятные, их совсем немножко перековать надо. (Американский флот Гарин как-никак потопил, туда ему и дорога, более сложная подоплёка толстовской повести не всеми считывается).
Что же мы видим у Булгакова?
Классический типаж реакционного профессора, ностальгирующего по старому режиму. "Шлем Христа", постоянно упоминаемый как троп, создаёт умолчание, в котором явно читается, что не только в театре усердный прихожанин наш профессор: и прочие старорежимные практики профессор любит и приветствует.
И к этому мечты о евгенике, и надомные нечистые гешефтмахерства с растлителями несовершеннолетних, и вивисекция, в конце концов (и описано-то с точки зрения собаки).
Моральные претензии старого учёного мира к советской власти с помощью такого неприглядного и детально выписанного образа отметаются с порога: не от советского корня наш герой, от гешефтов к смертному греху дорожку протоптали господа учёные и без большевиков.
А просоветской публике показано, что самоуправство учёного, лишённого моральных ориентиров (проблема нового общества) порождена язвами старого мира и неплохо бы поставить такое самоуправство на вид.
Это должно было иметь эффект разорвавшейся бомбы.
Но булгаковедение настолько уехало в сторону борьбы с советской властью с тех самых гностических позиций в стругацком изводе, что никто даже и не чешется в этом направлении.
Reply
а вот про СССР, и в частности о "деле запрета психохирургии в СССР", на мне мало известно, поэтому и спросила. но я так поняла из ответа, что вы общий эффект скорее имели в виду.
интересное прочтение "Собачьего сердца"! мне кажется, эту повесть с самого начала интерпретировали наоборот. было бы очень любопытно на эту тему прочесть диссертацию; надеюсь, напишут.
Reply
Reply
Reply
Ушло доверие горожан по отношению к большевикам, да и сами большевики с их антиутопической мировой революцией в войну - кончились.
И воевали люди не за коммунизм или Сталина, а за Родину.
Коммунисты , вынужденно, пришли к мысли необходимости сосуществования двух различных политических систем.
если бы большевики были людьми более образованными и более грамотными, то к этой идее они могли бы прийти уже в конце 20х годов и тогда , очень возможно, удалось бы избежать и гулагов и колхозов и самой войны.
Да и СССР мог бы стать действительно социализмом с человеческим лицом.
Относительно поздесоветских представлений то они были оченьочень разными у инстурктора обкома, колхозного механизатора и кандидаты исторических наук.
Reply
Reply
Leave a comment