раскопки: о том, как одна юная девушка наконец-то занялась сексом на природе

Feb 08, 2021 13:19

Посмотрели недавно вышедший, довольно чудовищный фильм "Раскопки", который об обнаружении курганного некрополя Саттон-Ху перед второй мировой. Я вообще с огромным подозрением отношусь к фильмам, которые "основаны на правдивой истории" (based on a true story), потому что в моем опыте от правдивой истории там обычно остается несколько исторических фактов да пара имен, а остальное место занимает гора клише, которые потом наивная публика принимает за историческую правду. Можно сказать, киноиндустрия еще за "Игру в имитацию" не ответила, и вот опять.

Сюжет фильма "Раскопки" прост и душещипателен. Главная героиня Эдит явно одолжена из девятнадцатого века: она молода (актрисе 35 лет), очаровательна, бледна и неизлечимо больна. То есть в начале фильма она совершенно бодро бегает, но уже буквально через пару недель вдруг начинает хвататься за сердце и становится понятно, что этот нежный цветок будет срезан в самой середине цветения. Путем взятия у нее кардиограммы бравые врачи 1939-го года понимают, что у Эдит с самого детства повреждены клапаны сердца и она вот-вот умрет.
Но нежная Эдит не сдастся смерти, пока не увидит, что там у нее зарыто на заднем дворе. Для этого она выписывает себе пожилого сурового Базиля Брауна, археолога-самоучку, и отправляет его рыть. Между ними на почве совместной любви к археологии даже возникает Чувство, которое заставляет Эдит звать Базиля к себе на ужин и наряжаться в бриллианты и платья с открытой спиной. И только из-за женатости Базиля и высокоморального облика главных героев их единственный поцелуй случается, когда Базиля засыпало землей на раскопках, а Эдит его откопала и делала ему искуственное дыхание.
Вдвоем, Эдит и Базиль противостоят косному миру британских музеев, который не ценит Эдит из-за того, что она женщина, и не ценит Базиля из-за его пролетарских корней. Антагонистом выступает пожилой (актеру 65) и именитый археолог Чарльз Филипс, которого фильм заставляет презирать Базиля по классовым причинам и всячески его щемить. Так как сам Филипс слишком толст, чтобы самому заниматься раскопками, он приглашает коллегу Стюарта Пигготта с юной женой Пегги, которая ему нужна исключительно за маленький вес (чтобы не проваливаться в артефакт). Ага! понимает читатель. Да он же еще и проклятый мизогин, который ни в грош не ставит женский профессиональный потенциал! А Стюарт Пигготт и женский чувственный потенциал тоже ни во что не ставит, так как испытывает Чувство к собрату по раскопкам, а не к жене.
И, конечно, в конце фильма наступает полный катарсис: Эдит, дождавшись конца раскопок, сразу же умирает, Филипс нехотя признает, что даже пролетарий Базиль кое-что умеет, а Пегги бросает своего мужа и наконец-то занимается сексом на лоне природы с мужественным кузеном Эдит, специально выдуманным для этой цели создателями фильма.

Так вот. Во-первых, настоящей Эдит в 1939-м году было 56 лет. Никаким нежным цветком с открытой спиной, у которого с детства повреждено сердце, она не была. Напротив, она широко путешествовала в юности с родителями (посетив, например, Египет, Грецию, Индию и Штаты), потом во время первой мировой волонтерила медсестрой в Британии и Франции. После смерти родителей унаследовала огромнейшее состояние и в возрасте 43-х лет вышла замуж за давнего обожателя, сына мелкого предпринимателя. В 47 лет родила сына Роберта. Вот так вот она выглядела:


Умерла Эдит тремя годами позже, от инсульта.

Суровый пожилой Базиль Браун, между тем, был на пять лет её младше, но, надо думать, в жизни не лез в неукрепленные траншеи, поэтому и землей его не засыпало, так что обошлось без искусственного дыхания и платонического поцелуя.

Пожилой именитый Чарльз Филипс был на самом деле младше нежной Эдит на 18 лет (а Базиля, соотвественно, на 13). Более того, Филипс был никакой не аристократ. Его мать, например, управляла молочным хозяйством, а за его школу платили Свободные Масоны, в которых до смерти состоял его отец. Как все уже догадались, наверное, он, кроме того, был и не толст, и потому фотографии раскопок показывают, что они принимал в них участие наравне со всеми. Базиля он не дискриминировал, а даже сильно хвалил за качество его работы.

Но хуже всего "Раскопки" обошлись с парой Пигготтов, и в частности с Пегги Пигготт. Как я писала выше, по логике фильма Пэгги приглашают на раскопку только за её малый вес. Вообще, если не знать реальную историю, то из-за разницы в возрасте супругов (между актерами 20 лет разницы) легко подумать, будто это профессор женился на студентке и частично поэтому все к ней так несколько пренебрежительно относятся. На самом деле же Пегги была всего на два года младше своего мужа: они вместе учились и к тому моменту были уже три года женаты. Более того, к 1939-му году она уже была довольно известна своей работой: у нее были два высших образования в археологии, и она уже участвовала в крупных раскопках, причем в последний раз в качестве руководителя. В фильме ей зачем-то присобачили огромные очки, видимо, для очаровательной нёрдовости, но на фотографиях того периода она без очков и с короткой стрижкой. Например, вот фотография с раскопок 1937-го года:


То есть, хотя в фильме Пегги блеет, тряся короткой юбкой, что у нее нет никакого практического опыта, и потом проваливается ногой в артефакт шестого века, на самом деле она была к этому моменту известна как опытный специалист. На этих раскопках, кстати, были и другие женщины. Но в фильме они не отражены, а Пегги в основном представляет собой не профессионала, а навязший на зубах сюжет "юная девушка пытается принять собственную сексуальность". Соответственно, к концу фильма она наконец-то бросает своего мужа (на самом деле они расстались 15 лет спустя, ну да чего уж тут) и нам наконец-то показывают обещанный с самого начала "partial nudity, sensuality".
Но ещё более противно то, что она совершенно не упоминается в заключительных кадрах, где, по законам жанра, появляются надписи, сообщающие нам, что дальше было с персонажами. Полагаю, что режиссеры до такой степени переврали её персонаж, что там оставалось только промолчать, а то были бы вопросы: умер ли на войне выдуманный кузен Эдит, или они все-таки с Пегги потом поженились? или как?
А ведь на самом деле Пегги стала известным и очень продуктивным археологом и была активна еще полвека: участвовала во многих раскопках, обширно публиковалась (последняя публикация, уже после ее смерти, в 1999-м) и стала большим авторитетом в своей научной области.

А потом, конечно, мои студенты, насмотревшись вот такого, рассуждают о том, как "в былые времена" (back then) женщинам ничего не разрешалось делать и говорить, и ни на что они не влияли. По-моему, это какой-то особенный сорт цинизма: когда фильм обещает наконец-то рассказать правду про людей, преданных своему делу, чьи имена замалчивали, а вместо этого нам лепит пошлейшую мелодраму, которая обязательно должна кончиться высоким союзом Эроса и Танатоса - одновременно происходящей смертью Эдит и оргазмом Пегги.

экскурсы, все пожрал проклятый долгоносик!, pop-culture

Previous post Next post
Up