турецкие женщины в бане: травелоги восемнадцатого века

May 27, 2020 17:29

Леди Мэри Уортли-Монтагю в 1717 году пишет из Адрионополя (ныне Эдирне) про посещение женских турецких бань. что она поражена красотой и величавостью турецких женщин. Многие из них фигурами похожи на тициановских богинь, и в особенности её восхищает их великолепная кожа. Также она в больших деталях рассуждает про то, как устроены бани, про то, как ( Read more... )

vyglâdyvaûŝimi, cultural collisions

Leave a comment

goodwife May 27 2020, 22:14:13 UTC
Мне кажется, что дело еще в господствующем на каждое время идеале красоты. Начало восемнадцатого века это любовь к пышным формам, а дальше видно пошло нечто более изящное и белокожее. Но вторая еще явно мммм глупее первой.
Мне в юности и детстве очень запала книжка Красота человека в искусстве. Там были иллюстрации от палеолитической Венеры через Архаику, Грецию Рим и Византию плюс фаюмские портреты. через готику, реннесанс, классику импрессионистов к женщинам Дейнеки.
И я поняла, что в девятнадцатом веке я бы была вполне себе ничего :). Безусловно красивыми считаются попавшие в современный им идеал красоты. Вот мама моя попала в шестидесятые в Бриджит Бардо и всю жизнь красавица.

Reply

queyntefantasye May 27 2020, 22:24:14 UTC
Это интересная мысль, но мне кажется, что именно в Англии именно в этот период мало что изменилось в смысле форм. Тонкость и гибкость там ценили и раньше, но и на пышные формы были ценители.

Кроме того, Монтагю же именно упирает на то, что у этих женщин замечательная кожа. А белокожесть в Англии, кстати, традиционно ценилась, с шестнадцатого века как минимум. Женщины в семнадцатом веке маски носили при выходе на улицу, чтобы защитить лицо. И в начале восемнадцатого они тоже белились неслабо, свинцовой краской.

Мне, честно говоря, кажется, что тут исключительно характер. Там еще есть смешное про то, как турчанки обводят глаза черным. Монтагю пишет, что, мол, для дневного света это немного чересчур, но вообще очень впечатляет и, наверное, многие английские модницы бы заинтересовались. Крейвен же пишет, что это придает их глазам "harsh expression."

Reply

elven_gypsy May 27 2020, 23:42:48 UTC
Очень может быть, что второй англичанке они просто казались предельно чужими. Она, видимо, была представительницей прямо противоположного типажа. И все вот это - накрашенные глазищи, фигуры, южная грубоватая яркость - было для нее просто "ту мач".

Reply

queyntefantasye May 28 2020, 01:13:03 UTC
Они обе были представительницами совершенно иного типажа, будучи английскими аристократками.
Первая к тому же незадолго до того тяжело перенесла оспу, оставшись со шрамами и, кажется, без ресниц.

У них просто была противоположная реакция на незнакомое. У первой: ну, мне не очень нравится, но интересно, а кому-то, может, и понравится. У второй: это безвкусно, и эти глупые необразованные женщины просто этого не понимают. (Крейвен, например, называется высокопоставленных турчанок "simple ignorant beings" за то, что у них модно носить слишком большие накидки из меха горностая.)

Reply

elven_gypsy May 28 2020, 02:00:44 UTC
Так дело ж не в красоте. Просто в том, насколько «ксено» для тебя то, что ты видишь. Правда, это может быть обусловлено как объективным различием, так и нелюбовью к чуждому вообще.

Reply

queyntefantasye May 28 2020, 02:10:46 UTC
Я понимаю.
Просто между этими англичанками не было больших объективных различий в смысле внешности или опыта. Если уж на то пошло, то вторая больше путешествовала по Европе, включая, кстати, Португалию.

Reply

elven_gypsy May 28 2020, 02:59:35 UTC
Да, тогда это личное предубеждение)

Reply

queyntefantasye May 28 2020, 03:19:20 UTC
Мне показалось, что частично личное, а частично социальное. У второй писательницы очень сильно идет самоопределение через её идентичность как, во-первых, европейки, а во-вторых, как аристократки. Соответственно, у нее идет сильное отторжение даже не чуждого, а того, что не укладывается в ее видение мира. Например, крепостничество ей тже по идее чуждо, но она с большим удовлетворением про него пишет, т.к. это подтверждает ее мысли о том, как должны строиться социальные иерархии.

Reply


Leave a comment

Up