помощь зала: Марина Цветаева

May 25, 2020 21:56

У меня тут со знакомым вышел спор на тему интерпретации стихов, хотелось бы коллективного мнения. У Цветаевой есть стихотворение, посвященное её бабушке-полячке. Первая строфа такая:

Продолговатый и твердый овал,
Черного платья раструбы…
Юная бабушка! Кто целовал
Ваши надменные губы?
Read more... )

quotidiana, экскурсы, стихи к случаю

Leave a comment

amarinn May 26 2020, 02:40:41 UTC
Мне всегда казалось, что это овал лица на фото.

Reply

queyntefantasye May 26 2020, 02:44:23 UTC
Ну вот моя первая реакция тоже - что овал лица.
А почему на фото (картине)?

Reply

amarinn May 26 2020, 02:51:56 UTC
А каким еще образом лирическая героиня могла бы увидеть свою бабушку (да еще и мертвую) юной?
Мне всегда казалось, что героиня смотрит на фото и пытается осмысливать то, что видит.
(Хотя, как мне кажется, в детстве это у меня сливалось с фотографиями уже Серебряного века, м.б. там был портрет на самом деле:) Хотя дагерротипы вроде бы уже с середины 19 века были).

Reply

queyntefantasye May 26 2020, 02:55:56 UTC
В своем воображении, например?
Да, могла быть фотография, думаю. Хотя мне бы тут скорее представился портрет (миниатюра, например).

Мне тут интересно, что на самом деле про внешность бабушки она очень мало говорит. Как будто бы смотрит больше изнутри, а не снаружи.

Reply

amarinn May 26 2020, 03:03:19 UTC
Мне кажется, если бы это было в воображении, то было бы больше взаимодействия.

И мне наоборот кажется, что это взгляд на кого-то перед собой, который при этом сравнивается с другими людьми, на которых тоже смотрят "снаружи" - "юные женщины так не глядят", "кто целовал ваши надменные губы", "сколько возможностей вы унесли" - и тут явное разделение, движение от лирической героини прочь.

Интересно, мне наоборот кажется, что тут очень много конкретных графических деталей - форма лица, губы, прическа, фасон платья, руки. Очень видно, как взгляд скользит по портрету, сначала схватывая общий силуэт, а потом вглядываясь в детали.

Reply

queyntefantasye May 26 2020, 03:09:09 UTC
Не знаю, мне тут кажется какая-то раздвоенность.
С одной стороны - да, лирическая героиня рассматривает и оценивает юную бабушку, глядя на нее снаружи. А с другой - такое впечатление, что вживается в нее, пытается почувствовать ее изнутри. И даже детали могут быть графическими, а могут быть деталями самоощущения (это, может быть, личное, но я всегда очень ощущаю и длинные серьги, и те части прически, что по сторонам лица; ну и выражение лица, конечно).

Reply

amarinn May 26 2020, 03:17:30 UTC
В плане того, остается чувство, что лирическая героиня ищет себе ролевую модель, проецирует на нее свои представления о прекрасном и пытается на нее опираться, чтобы, э, как-то легитимизировать свои чувства из последней строфы - тут я соглашусь, наверное.

Про ощущение интересно, я такие вещи чувствую, только если специально концентрируюсь:)

Reply

queyntefantasye May 26 2020, 03:20:45 UTC
Даже при выходе в свет? у меня это очень перформативное.

Reply

amarinn May 26 2020, 03:27:54 UTC
Если нужно выходить в свет, я думаю об этом отдельно дома, чтобы потом уже не отслеживать и чтобы отвлекало минимально - все ресурсы отслеживания уходят на сам процесс взаимодействия:)

Но я и длинных серег не ношу, и стригусь коротко, чтобы думать об этом как можно меньше:) Для меня идеальная вещь - та, о присутствии которой не задумываешься.

Reply

queyntefantasye May 26 2020, 03:32:20 UTC
Я скорее создаю до выхода некий образ (с помощью акцессуаров или без) и потом мысленно его поддерживаю.

Reply

amarinn May 26 2020, 03:37:34 UTC
Так тоже можно сформулировать, наверное... я бы, наверное, сказала, что для меня вещи и аксессуары - это способ задания рамок для процесса, что-то вроде "русла для потока". Но когда я внутри, то мне уже не до них, а если я начинаю их отслеживать, то меня выбивает. Или дудочка, или кувшинчик, или делать, или выглядеть:)

Reply

queyntefantasye May 26 2020, 03:39:53 UTC
Да! но в моем случае я эти рамки "держу", если они легко отслеживаются (например, локоны и серьги). Оно само собой происходит.

Reply

amarinn May 26 2020, 03:49:26 UTC
*вспоминая*
Я, кажется, так серьги использовала только когда-то давно, когда фламенко танцевала - но там специально брала самые тяжелые, чтобы угол поворота головы четко ощущать без зеркала.

Кажется, я гораздо больше полагаюсь на тактильные ощущения, чтобы отслеживать, что происходит внутри (а их в тексте-то и нет:)

Reply

queyntefantasye May 26 2020, 03:55:28 UTC
Про серьги и фламенко очень интересно.
А долго вы им занимались?

Reply

amarinn May 26 2020, 04:01:43 UTC
Нет, не очень, года полтора. Потом группа распалась, а тренер наш увлеклась другими импровизационными танцами. Сейчас я больше контактной импровизацией занимаюсь. Но фламенко потрясающая штука, мне очень нравилось, сколько там воздуха и пространства, при том, что оно все строится на контакте и он поддерживается только взглядом.

И там можно было танцевать "стенка на стенку", группами:)))

Reply

queyntefantasye May 26 2020, 18:30:10 UTC
Я фламенко только со стороны видела. Но очень впечатлилась!

Reply


Leave a comment

Up