У меня тут со знакомым вышел спор на тему интерпретации стихов, хотелось бы коллективного мнения. У Цветаевой есть стихотворение, посвященное её бабушке-полячке. Первая строфа такая:
Продолговатый и твердый овал,
Черного платья раструбы…
Юная бабушка! Кто целовал
Ваши надменные губы?
(
Read more... )
Reply
А почему на фото (картине)?
Reply
Мне всегда казалось, что героиня смотрит на фото и пытается осмысливать то, что видит.
(Хотя, как мне кажется, в детстве это у меня сливалось с фотографиями уже Серебряного века, м.б. там был портрет на самом деле:) Хотя дагерротипы вроде бы уже с середины 19 века были).
Reply
Да, могла быть фотография, думаю. Хотя мне бы тут скорее представился портрет (миниатюра, например).
Мне тут интересно, что на самом деле про внешность бабушки она очень мало говорит. Как будто бы смотрит больше изнутри, а не снаружи.
Reply
И мне наоборот кажется, что это взгляд на кого-то перед собой, который при этом сравнивается с другими людьми, на которых тоже смотрят "снаружи" - "юные женщины так не глядят", "кто целовал ваши надменные губы", "сколько возможностей вы унесли" - и тут явное разделение, движение от лирической героини прочь.
Интересно, мне наоборот кажется, что тут очень много конкретных графических деталей - форма лица, губы, прическа, фасон платья, руки. Очень видно, как взгляд скользит по портрету, сначала схватывая общий силуэт, а потом вглядываясь в детали.
Reply
С одной стороны - да, лирическая героиня рассматривает и оценивает юную бабушку, глядя на нее снаружи. А с другой - такое впечатление, что вживается в нее, пытается почувствовать ее изнутри. И даже детали могут быть графическими, а могут быть деталями самоощущения (это, может быть, личное, но я всегда очень ощущаю и длинные серьги, и те части прически, что по сторонам лица; ну и выражение лица, конечно).
Reply
Про ощущение интересно, я такие вещи чувствую, только если специально концентрируюсь:)
Reply
Reply
Но я и длинных серег не ношу, и стригусь коротко, чтобы думать об этом как можно меньше:) Для меня идеальная вещь - та, о присутствии которой не задумываешься.
Reply
Reply
Reply
Reply
Я, кажется, так серьги использовала только когда-то давно, когда фламенко танцевала - но там специально брала самые тяжелые, чтобы угол поворота головы четко ощущать без зеркала.
Кажется, я гораздо больше полагаюсь на тактильные ощущения, чтобы отслеживать, что происходит внутри (а их в тексте-то и нет:)
Reply
А долго вы им занимались?
Reply
И там можно было танцевать "стенка на стенку", группами:)))
Reply
Reply
Leave a comment