козел Марка Шагала в Ватикане

Jul 18, 2019 18:10

В музее Ватикана имеется очень замечательная коллекция современного искусства на религиозные темы. Колекция эта подобрана гораздо более тщательно, чем огромная куча мрамора в начале музея и невероятное количество всяких любопытных штук, рассованных по шкафчикам в его конце (шкафчики живо напомнили мне два длинных часа, которые я ребенком провела на ( Read more... )

quotidiana

Leave a comment

fiona_grady July 19 2019, 16:55:10 UTC
Мне бы хотелось высказать свою трактовку. Козел вовсе не дьявол в этой картине, отнюдь. Козел в картинах Шагала почти всегда обозначает еврейство, евреев, местечко и -самое главное! - самого художника. Почему козел? Потому что "козел отпущения", и потому что это жертвенное животное.

Поэтому дьявол тут это горящие деревни на правом плане картины, т.е. немцы, нацисты.
Бог здесь амбивалентен: Шагал всегда признавал, что неравнодушен к 'светлому образу Христа", но в данной ситуации это и общепризнанный и всем понятный символ бога (распятие), и образ мученика-еврея во время Шоа. Есть здесь также и образ Богоматери, но и ее образ у Шагала это обычно, и особенно здесь, образ еврейской матери. Младенец, кстати, схематичный автопортрет художника.

Koзел листает книгу; конечно, в контексте Шагала, это еврейский молитвенник. Не поможет, однако: бог уже и сам распят на кресте.

По моему, если рассматривать иконографию этой картины в таком ракурсе, она становится гораздо более понятной.

Я не люблю захватывать много места в комментариях, и постаралась кратко, как смогла. Но, думаю, суть понятна.

Reply

krysochka July 19 2019, 20:33:25 UTC
Вооо , очень с вами согласна! Это же еврейская иконография, совсем другая.

Reply

fiona_grady July 19 2019, 22:02:30 UTC
Я бы сказала, скорее, это - иконография Шагала. То, что теперь растиражировали в тысячах аляповатых картинoк, все эти скрипачи на крыше и не на крыше, все эти летящие невесты, это все он придумал. Он создал эти образы. Но коммерческие плагиаторы не понимали смысла его иконографии, но это неудивительно совсем.

Reply

krysochka July 20 2019, 09:43:39 UTC
Да-да, но я именно о козе. Она и без Шагала вездесуща, хотя, конечно, именно Шагал ввел её в широкий иконографический обиход.

Reply

queyntefantasye July 20 2019, 08:00:30 UTC
На стыке иконографий!

Reply

krysochka July 20 2019, 09:44:12 UTC
Всё всегда на стыке ;)

Reply

queyntefantasye July 23 2019, 23:48:58 UTC
Ну так.
I'm practicing my grant-speak.

Reply

queyntefantasye July 20 2019, 07:59:11 UTC
Очень замечательный комментарий!
Мне кажется всё-таки, что не то что бы отнюдь не дьявол, а скорее переосмысление христианского видения дьявола - тут Шагал в хорошей компании.
Но ваша трактовка мне тоже нравится.

Reply

krysochka July 20 2019, 09:45:50 UTC
Для меня тоже дьявол однозначно в пламени на этой картине. А козел/коза вовсе нет.

Reply

queyntefantasye July 23 2019, 23:52:36 UTC
Я не против, но не уверена насчет однозначности. Мне эта картина нравится как раз за расплывчатость своего символизма.

Reply

fiona_grady July 20 2019, 16:45:21 UTC
Думаю, что главное в тех работах Шагала, где присутствует распятие, это переосмысление христианского видения Христоса. В самый страшный период еврейской истории, Шагал последовательно использовал образ Христоса как символ притеснения евреев, как еврея-мученика.

Относительно же разных восприятий произведений искусства, то на то они и произведения искусства: многие интерпретации возможны, потому что на каждого они действуют по своему и у каждого находят свой отклик.

Reply

queyntefantasye July 23 2019, 23:50:46 UTC
Согласна. Мне кажется, что тут контекст революции тоже повлиял.

Reply

fiona_grady July 24 2019, 02:24:51 UTC
Контекст Революции? Ну, если широко смотреть на творчество Шагала, то несомненно. Но в данном конкретном случае, т.е. в 1943 году, когда Шагал и Белла вынуждены бежать из Парижа и скрываются от нацистов, думаю, контекст один: Холокост.

Reply

queyntefantasye July 24 2019, 03:46:45 UTC
Я имела в виду скорее вообще взгляды на христианство.

Reply

fiona_grady July 24 2019, 17:00:15 UTC
Это очень долгий и сложный разговор, и, кстати, предмет несметного количества диссертаций. Не думаю, однако, что взгляд художника на христианство изменился из за Революции. Он изначально не был христианином, не был он и советским человеком. И вообще часто был "беззаконной кометой".

Революция и Христос в ouevre Шагала обычно ассоциируются с картиной "Революция", где в центре Ленин. Парадоксальным образом, Ленин тоже тут вроде Христоса, только на перевернутом распятии. Эту картину Шагал потом переписал и фигуру Ленина заменил Христосом. При этом, и в том и в другом варианте рядом сидит старый еврей в обрядовом одеянии, прижимая к себе свиток Торы. Тут очень богатый материал для размышлений, мне кажется. Но, как всегда, в настоящих произведениях искусства возможны и приемлимы разные толкования.

Reply

queyntefantasye July 24 2019, 20:18:54 UTC
Что Ленин вроде Христа - вполне в ранне-советском духе, конечно. Только где там распятие? Это которая 1937-го года картина?

Не нужно быть христианином, чтобы осмысление символизма и мифологии менялось под влиянием культурных перемен.

Reply


Leave a comment

Up