Святая Семья и другие ее члены

Dec 28, 2015 12:07

По традиции, начатой в прошлом году, на рождественские праздники - неочевидные изображения святой семьи.

Вот, например, Лукас Кранах старший, ранний шестнадцатый век, на первый взгляд включает в свой лубок слишком уж много людей.




Этот лубок основан на средневековой традиции жизнеописания Девы Марии. Эта традиция, во-первых, подробно описывает её родителей (Св. Анна и Св. Иоаким, в Библии не упоминаются), а во-вторых, развивает это описание еще дальше. Так, рассказывается, что после рождения своей чудесной дочери, Св. Анна вышла потом замуж еще два раза, и в каждом из этих браков у нее рождалось по дочери, и обеих этих дочерей она тоже назвала Марией. Как и подобает святой, Анна отличалась завидным постоянством.

Надо отметить, что частично эта традиция основывается на библейском тексте, Иоанн 19:25, где в описании распятия, говорится: "При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова и Мария Магдалина." (Более подробное обсуждение можно найти, например, в замечательной книге Марины Варнер: Marina Warner, Alone of All Her Sex: The Myth and the Cult of the Virgin Mary, 1976.)

На лубке Лукаса Кранаха старшего, таким образом, изображены:

в центре Анна, Дева Мария и маленький Иисус (слева к ним устремляется престарелый Св. Иосиф)
в верхнем правом углу - три мужа Анны (Иоаким, Клеопа и Саломий) о чем-то спорят
в нижних углах - две младшие дочки, Мария Клеопа и Мария Саломий, с мужьями и семьями (в средневековой традиции, пятеро из апостолов Иисуса были его кузенами, так что имеют полное право присутствовать на картинке)

Ну и мои любимые матрешки: Св. Анна, Дева Мария и Иисус, в порядке появления.




(Sainte Anne Trinitairian, шестнадцатый век, лубок из Heures á l'usage d'Angers, reproduced in David Williams, Saints Alive: Word, Image, and Enactment in the Lives of the Saints, 2010)

vyglâdyvaûŝimi, плющеведение, pop-culture, family matters

Previous post Next post
Up