обратился к мудрецу / звездочету и скопцу

Jun 04, 2014 00:07

Вычитала у Эткинда, что "Сказка о золотом петушке" Пушкина является "самым глубоким из литературных высказываний о скопцах".  Страшно поразилась - дескать, я ее читала в детстве, и ничего там такого не было.
Побежала перечитывать.

И действительно, Дадон, боясь соседей, "с просьбой о помоге / Обратился к мудрецу, / Звездочету и скопцу." Скопец, соответственно, дает ему золотого петушка, наказывает посадить на спицу и объясняет, что как только в земли царя вступит угроза, петушок закричит и укажет в нужную сторону. Предупредит. В благодарность, царь обещает ему исполнение любого желания.

Дальше нам уже прямо указывают на опасность и губительность сексуального желания: петушок кукарекает, сыновья Дадона по очереди ведут рать на восток, где и убивают друг друга из-за шемаханской царицы ["Без шеломов и без лат / Оба мертвые лежат, / Меч вонзивши друг во друга. [...] Царь завыл: "Ох дети, дети! / Горе мне! попались в сети / Оба наши сокола!"].
Но тут из шатра выходит, собственно, шемаханская царица; Дадон сражен в самое сердце, проводит с ней неделю и везет ее обратно в столицу.

Но, уже при въезде в город, им встречается тот самый скопец, который просит исполнить его желание и отдать ему девицу. Царь возмущен - и заметьте, что он предлагает взамен:
«Что ты? - старцу молвил он, -
Или бес в тебя ввернулся,
Или ты с ума рехнулся?Что ты в голову забрал?
Я, конечно, обещал,
Но всему же есть граница.
И зачем тебе девица?
Полно, знаешь ли кто я?
Попроси ты от меня
Хоть казну, хоть чин боярской,
Хоть коня с конюшни царской,
Хоть пол-царства моего».

В общем, опять сексуальное влечение разрушает национальную целостность; обуянный желанием, царь готов разорить казну и раздробить государство. Когда скопец стоит на своем, Дадон бьет его жезлом по голове и убивает.

Но туууууут...
"Вот - въезжает в город он...
Вдруг раздался легкой звон,
И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы,
К колеснице полетел
И царю на темя сел,
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился... и в то же время
С колесницы пал Дадон -
Охнул раз, - и умер он.
А царица вдруг пропала,
Будто вовсе не бывало.
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок."

Вот тут я застряла. С одной стороны, вроде бы все ясно: поддавшись соблазну, Дадон сам становится угрозой государству и, соответственно, петушок с ним борется при въезде в город, а царица - демоническое наваждение, как в истории Св. Антония.

Но при чем тут скопцы? При том еще, что по интерпретации Эткинда, скопец и царица происходят из одного места: "В пушкинских черновиках и скопец назывался шемаханским скопцом. Шемаха - область Закавказья, куда ссылали скопцов из разных мест России, и под Шемахой образовались известные их поселения. В песнях скопцов их герой-искупитель Селиванов часто символизируется птицей, которая трубит в золотую трубу" (А. Эткинд, "Секс, секты и тексты: руские сектанты..." в Non-fiction по-русски правда: книга отзывов, 2007, С. 89-90). Значит ли это, что она из той же секты? А зачем тогда она вступает на земли Дадона?

Есть у кого-нибудь теории?

intelligence adorable, vyglâdyvaûŝimi, экскурсы

Previous post Next post
Up