Этот пост о городе несколько необычен. Экскурсионные обзоры Львова уже выходили, а из нового материала добавлю разве что музей народной архитектуры - это полностью новое место в эту поездку. Но хочется не выложить еще полсотни фоток - а рассказать несколько более эмоционально, через призму своих ощущений улиц, площадей, домов. Ведь любой город - это квинтэссенция человеческих стремлений, взглядов, чувств, каждый из нас замечает разные мелочи. Но именно из них состоят наши уникальные впечатления о самом высшем проявлении человеческой самоорганизации - о Городе.
1999
Самый первый приезд во Львов запомнился мало. То был 1999-й год, когда с киевских школ сюда отправили целый поезд старшеклассников - тот еще ужас-ужасный. Сейчас мы уворачивались от подобных «группировок», то ныряя в боковые улочки и аллеи, то пытаясь обогнать. А тогда меня в подобной группе таскали то на Высокий Замок, то к собору святого Юра, была ли ратуша - даже и не помню. Сейчас, пытаясь вспомнить свои же свежие воспоминания, скажу четко - пока водят «за ручку», запоминается плохо, калейдоскоп, забег, нет единой картины. С таким же успехом можно почитать в интернете.
Запомнились два объекта - оперный и дворики на проспекте Свободы. В качестве культурной программы на вечер был запланирован спектакль «Запорожец за Дунаем» в Львовском оперном театре. Не скажу, что тогда очень в этом разбирался, хотя в театрах бывал. В общем, заперли нас на 4-й ярус, самый верхний - и оставили одних. Не видно почти ничего, сцена далеко внизу - и спустя минут 15 мы небольшой компанией тихонько удалились, толку-то сидеть.
…И так после сумасшедшей гонки по музеям-достопримечательностям Город открылся иначе. Не имея карты, мобильных телефонов (1999-й год!), но узнав время и вагон поезда, мы вышли на шумный и людный проспект Свободы. С фонтаном, лавочками, с двориками, которые в этот раз я так и не разыскал - 15 лет назад-то по ним рыскали. Вскоре мы наткнулись на так же праздно гуляющую всю школьную администрацию. Паливо? Ага, взаимное получилось. «Хорошо, вы архитектуру, интерьеры театра посмотрели, теперь гуляйте». И мы от греха подальше нырнули в следующий дворик.
2006
750 лет Львова - один из первых раскрученных на всю страну масштабных праздников. Львов только формировал имидж главного города внутреннего туризма, и мероприятие старались сделать по полной программе. Неведомые тогда совсем 3Д-проекции, фейерверки, всевозможные программы везде и всюду - кажется, тогда сюда собиралась вся страна. Прознав об этом еще достаточно заранее и закупив билеты, мы с моим давним другом отправились во Львов.
До начала масштабных покатушек по городам оставалось еще 4 года, это была первая самостоятельно спланированная прогулка по другому городу. Друг во Львове до этого не был, и предоставил мне полномочия спланировать маршрут. Ха-ха, см. про 1999-й год, запомнил я немного. В общем, карта, ручка, пару часов - и готов план прогулки, причем с обходом переполненного людьми центра, чтобы туда забежать, нужное глянуть - и снова в спокойные кварталы.
Первой в плане стояла цитадель - огромная крепость XIX века, стоящая неподалеку дворца Потоцких. Путь к ней был через Эльжбету, Юра, львовский политех и маленькую кофейню на крутом подъеме. Больше всего времени ушло на полуразрушенную круглую башню - с винтовой лестницей, подвалами, крышей, знатная заброшка. Кажется, был Лычаков, и конечно же - Высокий замок. Туда мы сунулись ближе к вечеру, но людей на площадке было уйма. Спустились, встретив знакомых, забрались на соседний холм - Знесення, что с крестом. Вид на переполненный Высокий замок тот еще…
А вечером было страшное… Практически все, приехавшие в город, стремились попасть к Оперному театру на световое шоу. Площадь оказалась переполнена выше всех возможностей, как в метро в час пик. Некоторые люди пришли вообще с маленькими детьми. Когда в толпе поняли, что намечается серьезная давка, началось движение с площади в боковые улочки. Некоторые автомобилисты опрометчиво оставили там машины (а улочки Львова и так узки) - и когда толпа напирала людей на них, некоторые пошли по крышам. Сколько машин было разгромлено - где-то около десятка. Но к счастью никто из людей не пострадал, все обошлось. Это было довольно серьезное погружение в вопрос безопасности, впоследствии опыт пригодился на Майдане.
2008
Еще одна поездка без ночевки, снова водить друзей по городу - только уже большей компанией. Поезд Львов-Луганск, запихивание матрасами окон, чтобы как-то не дуло. Маршрут был похож на прошлую поездку, снова поздний Высокий замок, спуск оттуда какими-то неведомыми дорожками… Впрочем, новое место было - «Крыивка», только-только открывшаяся. В этот приезд мы забрались в самый дальний зал в подвалах площи Рынок, а тогда места было меньше, и конечно же все в диковинку. А еще говорили с проводником о жизни в Луганске, куда я попал через 4 года.
2011
Транзитная поездка. На самом деле мы большой компанией любителей культуры (точнее - политики) одной азиатской страны ехали в Дрогобыч и окрестные городки. Дрогобыч маленький Львов, к тому же оставшийся еще тем советским, какой была столица области лет 15-20 назад, так что сравнение интересное. Были Борислав, Схидница, Стебник, Трускавец - всего 5 городов за 2 дня. На середине маршрута наша компания разделилась, и встретились вновь мы лишь во Львове, вечером, за несколько часов до отправления поезда. Сил куда-то идти уже не было - и мы отправились просто посидеть в ресторанчик.
Как оказалось, это было проблемой - то там закрылось заведение в 22, то там - в 23. В итоге - прогулка в сторону Высокого замка и обмен впечатлениями на небольшом бульварчике. Зато было тихо, пустынно - отчего необычно.
2012
«Не хочешь завтра съездить во Львов на Хюндае» - спросила меня редактор в один из четвергов мая 2012 года, незадолго до Евро-2012. Так, особо не планируя, я вновь оказался во Львове, в составе делегации журналистов, тестировавших новый скоростной поезд. На борт взяли два вагона журналистов, Бориса Колесникова, начальника Укрзализныци - а остальные места заняли несколько странные люди, которые за первые пару часов выпили все пиво в баре.
Изначально было заявлено, что мы едем во Львов, там нас ночуют, а на следующий день таким же экспрессом везут в Киев. Но как раз тогда были протесты против отмены знаменитого 91/92 ночного поезда - и как бы в отместку журналистов решили отправить им. Так программа пребывания во Львове была урезана до 3 часов: обед, 2-часовая экскурсия на автобусе - и опять в поезд. Конечно, это не входило в мои планы - а потому уже в поезде звонил знакомым, чтобы найти ночевку и как-то уехать на следующий день. В итоге порекомендовали хостел чуть в стороне от центра, но в старом районе - договорились, что заселюсь уже совсем вечером.
Во Львове в этот раз надо было выполнить и одну просьбу друга - занести документы одним… медиумам, обитающим близ Лычаковского кладбища. Обошлось без излишнего антуража, но хорошим кофе угостили и посидели-поговорили на разные темы. От них короткой дорогой по незнакомым улочкам оправился на все тот же Высокий замок, конечно, прошелся по уже знакомому Рынку. Окончательно же «сделал» поездку хостел.
«Евро-2012» еще не началось, а все уже подготовились принимать болельщиков. Так что уже по телефону мы договорились с владельцем хостела, что мне выдадут отдельную комнату - но за те же 80 грн. И уже в темноте с проспекта Свободы я отправился на поиски места для ночлега. Здание оказалось просто роскошным - хотя хостел занимает и не самую большую его часть. Администратор румынка, плохо говорящая и на украинском, и на русском, сам хозяин, ночующий в своем же хостеле наравне со всеми постояльцами. И конечно же Балкон.
Не помню, на сколько я застрял на нем вечером, но точно провожал последние трамваи и еще с час уже ничего не ездило. Утром было то же самое - только уже на рассвете, с первым громыханием вагонов я снова выбрался на балкон. В комнате действительно больше никого не было, и получилось довольно странное общение с Городом. А с полным наступлением утра, выселившись, я отправился на выезд из города - в Золочев, в королевскую резиденцию, откуда выезжал уже с каким-то поляком на старом голландском Вольво.
2014
Эта поездка планировалась с колес, билеты менялись, а в итоге мы ехали де-юре не во Львов, а в Самбор - к следующей станции места еще оставались. Почти бессонная ночь в вагоне с громыхающей подвеской, подъем без будильника в 5 утра - и совсем скоро мы уже заказываем такси, чтобы мчаться на Высокий замок. Начался Львов конечно же со все той же Эльжбеты - этот костел мы потом будем рассматривать из окна машины по пути обратно на вокзал в воскресенье. С такси вышла странная путаница, но водитель армянин, отлично говоривший по-русски, устроил нам небольшую экскурсию, повозив чуть кругами, в том числе к Юра.
Это был очень странный Высокий замок. В утреннем тумане город не был виден вовсе, даже телебашня утопала в нем, а каждые 10-15 минут картинка менялась. Конечно, уже в такую рань здесь были люди: специфика места такая, что, кажется, не бывает времени, когда здесь совсем пусто. Мы пожалели, что не взяли печенющек, - знающая публика запаслась едой. Впрочем, окончания тумана мы так и не дождались - и спустившись через парк с улитками и далее по Ужгородской, нашли круглосуточное кафе. Что для Львова, тем более не самого центрального, было большой удачей.
Первый круг по центру к площе Мицкевича, чай со штруделями - и хозяева квартиры радуют ранним заселением всего в 200 метрах от Рынка. Небольшую двухэтажку только делают - доступна только одна квартира, но зато с окнами на улицу. Правда, без балкона - но подоконника на следующее утро вполне хватит для завтрака. Пока же мы быстро поехали в Шевченковский гай - смотреть хаты и церкви народной архитектуры.
По пути был рынок, хороший и открытый, клубника с творогом, легкие намеки на дождик, короткий отдых после поезда - а на вечер уже был заказан столик в Крыивке. Да, и пиццерия с «итальянцем»-зазывалой, «вооруженным» томпсоном. Экскусионный паровозик вокруг центра. А до Крыивки - снова Высокий замок, уже без тумана - но с переменчивым солнцем, постоянно менявшим картинку города. И кажется четыре дождя в разных концах Львова. Опять такси, с уже знакомым водителем - и Крыивка, с большой очередью на вход. Помучавшись с явками-паролями, мы пробрались внутрь к вечернему шоу с музыкой и ловлей сепаратиста при выключенном свете. Вечер, темные улочки центра, спать…
Творог с клубникой, подоконник, улица, вывешивание флагов на домах по случаю годовщины депортации крымских татар. Первая задача - кладбище, конечно же Лычаков. Уворачиваясь от групп туристов, пробрались (и еле выбрались!) на польский мемориал, рассуждая об истории. Склепы, скульптуры, аллеи - но все же кладбище, а не просто достопримечательность среди прочих. Еще в субботу хозяйка с характерным галицким говором любезно продлила наше пребывание до 14 часов - а значит мы успели вписать еще музей с итальянским двориком. Здесь нас почему-то приняли за немцев.
Выезд, еще творог с клубникой, вокзал, камера хранения, Юра. Снова такси - и уже дворец Потоцких, живопись, интерьеры. Небольшой парк за дворцом, проспект Свободы. Сувенирка - рынок, магазинчики. Дворики площи Рынок - и внезапно оказываемся в Копальне шоколада, в подземной кавярне с длинными переходами и настоящей вагонеткой. А еще здесь кофе запаивают газовой лампой. Еще немного двориков - и Гасова лямпа, еще один известный львовский ресторан, посвященный легенде об изобретении именно в этом городе керосиновой лампы. И конечно же - верхняя терраса с видом на крыши и закатом.
…Опять проспект Свободы, перекрытый для машин, вечер. Разведанный заранее флеш-моб по запуску небесных фонариков, собравший несколько десятков участников. Растянутое удовольствие, темно, такси, закрытая на перерыв аптека, советское здание отеля, уже не работающие магазины. Рено Кенго везет нас на вокзал мимо освещенной изнутри Эльжбеты. Вокзал, вещи, зал ожидания, поезд с билетами с того же Самбора…
Традиционные фотоотчеты по уголкам Львова - здесь