Тайны тоннеля между Ужгородом и Словакией (ФОТО)

Aug 03, 2012 07:52



Туннель под украинско-словацкой границей может войти как в книгу рекордов Гиннеса, так и в мировую историю движения контрабандистов. Источник 02.08.2012, 20:15

Впервые о тоннеле под украинско-словацкой границей сообщили 18 июля 2012 года СМИ Словакии - правоохранители этой страны нашли 700-метровый тоннель диаметром 90 сантиметров, проложенный недалеко от КПП "Ужгород" под границей двух государств.

Табачная мафия переправляла через тоннель из Украины в Европу огромные партии сигарет, зарабатывая на разнице в цене. В пограничном "метро" исправно ездили забитые куревом (и не только) полтора десятка вагончиков.


Дело расследует СБУ. 20 июля следователями УСБУ в Закарпатской области по этому факту возбуждено уголовное дело по ч.2 ст.332 Уголовного кодекса Украины. Действующим законодательством за это преступление предусмотрено лишение свободы сроком от 5 до 7 лет. Правоохранители устанавливают круг лиц, причастных к противоправной афере.

Туннель контрабандистов, вырытый под носом у пограничников, начинался в подвале нового особняка на улице Запорожской, на окраине Ужгорода. Участок, на котором стоит дом, восемь лет назад выделили одному сотруднику СБУ, но он продал землю. Три года назад здесь выросла "хатынка" (пока она строилась, люди удивлялись, что рабочие вывозят оттуда землю тоннами), но кому она принадлежит - официально неизвестно. Ведь дом даже нигде не оформлен, и там никто не жил.

Тайны тоннеля между Ужгородом и Словакией (ФОТО)

Тайны тоннеля между Ужгородом и Словакией (ФОТО)

Тайны тоннеля между Ужгородом и Словакией (ФОТО)

Местные здесь часто видели некоего ужгородца Василия, известного в городе бизнесмена, владельца отеля, но его супруга утверждает, что он никакого отношения к тайному тоннелю не имеет и сейчас находится за границей.

Вход в тоннель со словацкой стороны находился на территории частной фирмы, и был замаскирован под деревянную будку с туалетом.

Только в день, когда тоннель накрыли, полиция нашла 13 тысяч картонных коробок с сигаретами. Словаки были ошеломлены: подобное видели только в фильмах о мексиканско-американской границе.



"Туннель оборудован на высоком уровне, внутри ездит самодельный поезд. Его использовали для контрабанды товаров широкого потребления, преимущественно сигарет. Но мы подозреваем, что этим тоннелем также могли нелегально переправлять людей. Это чрезвычайное событие. Ничего подобного ни в Словакии, ни в соседних странах не было", - заявил министр внутренних дел Словакии Роберт Калинак.

Стоит отметить, что словацкие силовики на ведущих словацких телеканалах сообщили много такого, что украинским журналистам не удалось узнать от украинских силовиков. В частности, Петер Шимко, руководитель проекта системы физической и технической защиты Государственной границы Словакии с Украиной, уточнил, что "тоннель построен очень профессионально. Технические средства, которые использовались, способ реализации, обучение, материально-техническое и финансовое обеспечение были чрезвычайными. Это не старый тоннель, а однозначно вновь построенный - его стены обработаны пластиком, усиленным стальным армированием". Инженер горного дела Михал Возняк, которого один из словацких телеканалов привлек как эксперта, также отметил, что строили тоннель недавно, причем делали это специалисты с помощью специального оборудования.



Жители Ужгорода уверены, что тоннель крышевался большими "шишками".

Попытаемся проанализировать то, что имеем.

Вначале была идея…

В 2004 году участок на улице Запорожской, который примыкает к госгранице, Ужгородский горсовет выделил нескольким сотрудникам СБУ. Бесплатно, за особые заслуги перед Родиной. Тот, где нашли вход в контрабандный тоннель, впоследствии вроде бы был продан. В данное время в доме никто не проживает, а его владелец давно перебрался в Беларусь. Дом даже не оформлен в БТИ. На словацкой стороне на месте тоннеля в это время рос роскошный сад. В 2009-м в Ужгороде на пустыре вырос дом, а на словацкой стороне вырубили деревья.

Когда хозяин строился, соседи удивлялись - он долгое время вывозил оттуда землю КамАЗами. Думали, что копает бассейн. Строители, которые ныне работают рядом, часто видели, как к дому подъезжали микроавтобус и легковушки. Фамилию человека, который здесь был чаще всего, удалось узнать у правоохранителей - это известный в Ужгороде бизнесмен и меценат, владелец торгово-гостиничного комплекса "Круиз", удостоенный полгода назад председателем облгосадминистрации О.Ледидой высшей награды края - знака "За развитие региона". Ныне он находится за рубежом.

Местная детвора рассказывает, что знает "круизного" дядю Васю, который приезжал сюда на джипе два раза в неделю, и что видели "бусики", загруженные коробками с сигаретами.

Как утверждают другие источники, земельный участок, на котором был построен подземный тоннель, согласно акта, выделен гражданке С., проживающей в с. Раково Закарпатской области. Гуляет по городу и сплетня, что этот участок принадлежал одному из замов УСБУ в Закарпатской области, который и крышевал контрабандный бизнес Василия и его компаньонов, которые известны следствию. Почему такое расхождение и зачем это делается, сказать сложно. Не исключено, что началась битва за руководящее место под контрабандным солнцем…

Как первоначально утверждали правоохранительные органы, тоннель стали сооружать приблизительно в 2008-2009 годах. А по последним заявлениям и того позже. Но есть все основания полагать, что сооружение контрабандного тоннеля началось значительно раньше - в году так 2006-м.

Надо полагать, что в году 2005-м, на пике власти и славы, в чьей-то криминальной голове с правоохранительной крышей (а, скорее всего, что наоборот, - ред.) и родилась гениальная идея соорудить подземный тоннель под двумя границами.

Попытка убедить законопослушных граждан в том, что это произошло значительно позже, есть ни что иное, как желание уменьшить срок эксплуатации тоннеля и не пугать европейского обывателя, да и нашего, количеством завезенной в Европу всевозможной контрабанды.



Удивительно, как всю эту кутерьму (масштабные землеройные работы с применением специальных машин, регулярный приезд грузовиков) в течение нескольких лет не замечали расквартированные рядом пограничники. Только по приблизительным подсчетам, при строительстве украинско-словацкого тоннеля было вывезено более 120 КамАЗов земли - это более 1 тыс. тонн. А ее ведь надо еще и куда-то отвезти и высыпать, понятно, что в предусмотренные для этого места, т.е. разрешенные органами власти.

И это еще не все. Подходы к объектам типа КПП "Ужгород" оборудуются сейсмическими датчиками, фиксирующими шаги и все перемещения на данном участке. Однозначно, они должны были уловить работу землеройной машины типа "Крот", которая хотя и производительная, но достаточно шумная. Исходя из этого, можно предположить, что сейсмические датчики либо были отключены, либо вообще демонтированы.

"Народ удивляется: как это под самим носом у спецслужб два года функционировал нелегальный тоннель? Функционировал, потому что очень хорошо и профессионально охранялся. Охранялся, как сказал журналистам один пограничный чин, с помощью специальной техники, тепловизоров и тому подобное. Да, эта нелегальная "переправа" именно охранялась силовиками, потому что два года не замечать под носом КамАЗов с сигаретами невозможно. Руководство СБУ должно сделать из этого выводы и в корне изменить подходы в оперативно-розыскной работе", - считает журналист Ярослав Глагола.



Понятно, что без столичного "прикрытия" вряд ли закарпатские контрабандисты сами осмелились бы на такую рискованную авантюру.

Как только родилась идея контрабандного "метро", она должна была бы пройти математическую обработку в НИИ или, на крайний случай, в какой-то проектной организации. Не проводятся же такие стройки так просто, на авось. Без привлечения серьезных научных ресурсов здесь не обошлось. Проектанты перед началом строительства должны были выяснить такой вопрос, как состав грунтов в этой местности, наличие грунтовых вод. Поэтому вполне логично, что устроители тоннеля обращались куда-то и через кого-то для выяснения этой информации. Как на словацкой стороне, так и на украинском приграничье, должны были под легендой проводиться и буровые работы. А вдруг вода или скальные породы. Тогда все денежки тю-тю.



Поэтому должны были остаться следы и какие-то свидетели.

И еще один штрих. Правоохранительные органы упорно молчат о стоимости этого тоннеля. Покупались земельные участки и строилась недвижимость как на украинской, так и словацкой стороне, до пуска первого контрабандного "эшелона".

По приблизительным подсчетам, на все это ушло до 500 тыс. долларов. Понятно, что тщательно подбирались и компаньоны со словацкой стороны, надо полагать с соответствующей крышей. Одному человеку это не под силу.

Заимев участок и получив на руки вполне реальный проект, проведя изыскательные работы, в том числе и геодезические, началась стройка тоннеля, для которой нужны шахтные специалисты с техникой - вручную много не нароешь. В народе поговаривают, что технику привлекли из г. Калуш Ивано-Франковской области, где находится крупный химический комбинат, на территории которого проложены подземные трубопроводные магистрали. Также поговаривают, что к строительству этого тоннеля приложили свои руки и специалисты Мужиевского рудника, который в Береговском районе Закарпатской области. Оттуда, мол, и "Кроты". Их в области два, так что установить, какой именно работал на строительстве трансграничного "метро", будет несложно.

Для армирования стенок тоннеля должен был в огромном количестве завозиться металл и комплектующие. По металлическим заготовкам, что пошли на стенки тоннеля, не будет трудно определить и завод-изготовитель, и лиц или посредников, закупавших этот металл. Если применялась сварка, то следует искать лиц, умеющих проводить такие работы. Аналогично с бетонированием и покрытием стенок тоннеля защитным покрытием. Понятно, что этим не будут заниматься сварщики. Протягивание кабеля, установка рельс и завоз вагонеток предусматривает как своих производителей, так и специалистов. Как говорят в народе, вагонетки самопальные, но делали их не шахтеры и сварщики, а те, кто разбирается в этом.

Это подземное сооружение с бегающими вагонетками предусматривало потребление электроэнергии. Так что если проверить счета на оплату, то можно установить по месяцам и годам потребление электроэнергии этим объектом, а, следовательно, выяснить, когда ушла первая партия контрабанды, когда были пики перевозок. Кто-то ведь платил за свет, воду, канализацию, подключение газа со сметной документацией и т.д. Так что вперед. Ищущий всегда находит!

О хозяевах и не только

На сегодня это один из самых загадочных и интересных вопросов. По общему народному мнению, хозяева тоннеля находятся не в Закарпатье, а в Киеве. В Закарпатье - только исполнители и соучастники. Утверждать это позволяет сам сооруженный объект. Его разработка, сооружение, эксплуатация и обеспечение высоколиквидным товаром (если это наркотики, то Закарпатье не есть их производителем, если это антиквариат, то это как минимум криминальные выходцы из Киева, Москвы, Санкт-Петербурга и других культурных центров - ред.). Его поставки были бы не под силу небольшой группе людей, тем более только закарпатцам. Какой смысл рыть для контрабанды сигарет тоннель, если до недавнего времени, пока не был установлен рентген на венгерской границе, в грузовых вагонах под сыпучими грузами перевозились сотнями ящики сигарет.

Участок словацко-украинской границы "Павлово" на сегодня не оборудован рентгеном, что позволяет контрабандистам, контролирующим этот канал, под грузами переправлять сигареты, и не только их. Все эти контрабандисты известны сотрудникам СБУ, УМВД, прокуратуре.

Доставка сигарет от завода-изготовителя до места разгрузки и погрузки в вагонетки предусматривает либо элементарное сопровождение этого груза человеком с широкими полномочиями, либо зеленую улицу вдоль всей трассы до перевала. Без работников милиции, как утверждают закарпатцы, здесь никак не обойтись. Кто может дать указание рядовому сотруднику милиции или даже офицеру поста ГАИ? А до перевала их много. За перевалом сигареты логичней везти на отстойник - непроверяемый склад, где хранятся подакцизные товары. Оттуда проще бусиком эти ящики завозить на разгрузку к тоннелю. Вопрос доставки - весьма интересный вопрос, ответы на которые многое могут прояснить.

Знающие закарпатцы утверждают, что у сигарет - свои хозяева. Контрабандой табачных изделий после того, как этот бизнес был забран у бандитов и поставлен на контроль, в области занимается милиция, СБУ, прокуратура. Милиция традиционно занимается наркотиками. Контрабандой нелегалов - таже милиция с делением рынка между СБУ, прокуратурой и органами власти. Так что хочешь или нет, а взаимодействовать в дележе золотой норы придется.

Учитывая, что на другой стороне товар принимают структуры, ответственные не только за его прием, но и доставку к месту назначения, то вполне логично выдвинуть версию, что за этот канал со словацкой стороны отвечал высокопоставленный работник министерства внутренних дел. Возможно, что и недавно отправленный в отставку министр.

В народе поговаривают, что "хозяина" украино-словацкого "метро" Василия М. крышевал один из высокопоставленных сотрудников УСБУ в Закарпатской области. Он же тесно сотрудничал с его братом Михаилом Л., а так же всем хорошо известным контрабандистом сигарет по кличке "Военный", который и поставлял для "метро" с табачной фабрики в с. Винники Львовской области сигареты китайской торговой марки "Джин Линк", задержанные словацкими полицейскими в количестве более 13 тысяч блоков.

О причастности к строительству и крышеванию "метро" люди почему-то "приписывают" еще одного зама, хотя и бывшего. Этот офицер в конце 90-х годов прокололся на контрабанде сигарет. Перевозчики при задержании указали именно на него…

Эта история достаточно многогранна. Все слишком переплетено и повязано. Но это далеко не конец. Со словацкой стороны она будет иметь свое продолжение.

Судя по всему, Украину в ближайшие месяцы ждет громкий дипломатический скандал. В соседней Словакии отдельные высокопоставленные чиновники после обнаружения тоннеля под границей открыто заявили, что Украина для их страны враг номер один. Если следовать этой логике, то вскоре подобное заявление последует и от соседней Венгрии.

Как стало известно из компетентных источников, в настоящее время на территории Венгрии спецслужбы этой страны во взаимодействии со всеми правоохранительными органами ищут подобный тоннель. Они убеждены, что он есть. Ищут его и наши сотрудники СБУ, потому что если его найдут первыми венгры, то уже ничто не сможет спасти и без того низко упавший рейтинг Украины, доверие к ее руководству.

По последним данным, подземный тоннель под украинско-словацкой границей разворован. Несмотря на то, что он был опечатан, из тоннеля вынесли все, что только можно открутить, разобрать, снять, вынести…

"mignews.com.ua"

уникум, метро, Украина

Previous post Next post
Up