О функциональном комфорте и бытовом счастье

Jun 02, 2012 22:06




Мне кажется, но мы понемногу приближаемся к пониманию настоящего комфорта. Не все, не во всем и не сразу - но на самом-то деле комфорт далеко не всегда соразмерен деньгам, престижу или иным стереотипным ценностям того общественного порядка, который на самом-то деле уходит в прошлое. И отбросив понятия напыщенности и фальшивого шарма, вооружившись прагматизмом и добавив в обойму чистый подход к удобству окружающей нас урбанистической среды, на очень многие ее элементы можно смотреть совсем иначе. Лирика и философия? Да! Но если они подкреплены примерами и конкретикой, то могут изменить мир. Или, по крайней мере, его восприятие, что не менее важно.

Итак, поехали по конкретике. О туалетах и кабриолетах, о редакциях и лавочках, об алкоголизме и отелях, о мусоре и трамваях.



Начнем с очень прозаичного, сори, если кто кушает. Знаете, какой мой критерий оценки комфортности туалетов? Нет, не новая плитка, не белоснежный унитаз и даже не чистота (!!!). Критерий комфорта - это вешалка в кабинке. Да-да, и не обязательно дорогая и хромированная, подчас достаточно хорошо вбитого в стену гвоздя! Ведь как быть без вешалки, особенно когда есть верхняя одежда или сумка? Даже в самом чистом ватер-клозете класть их на пол некомильфо! То-то же!

Поехали дальше. Да-да, поехали! Об автомобилях. В 1970-1980-х годах очень стремились их сделать пониже. Шикарными считались спорткары, проезжающие под шлагбаумами! А на самом-то деле ехать лежа неудобно. Управлять - тем более. Так в 1990-х годах гонка за низостью прекратилась, а к 2010-х годам все больше машин высоких и просторных. Все больше микроавтобусов, используемых как обычные авто, псевдовнедорожники из той же оперы, да и микромобили высокие делают. Вон и глава администрации Киева Попов ездит на микроавтобусе, а ни разу не на лимузине. Я себе тоже бусик взял, прикольный такой)

Пойдем теперь пешком по городу. Лавочки. Лет 30 назад венцом комфорта считалась доска на двух ножках, широкие лавочки были прерогативой показательных парков. Ныне же называть лавочкой конструкцию, где нельзя и полежать, и посидеть, поджав ноги и укрывшись пледом, как-то глупо. Желательно еще иметь легкую крышу, чтобы можно было сидеть и в дождь. Ведь это так романтично и приятно! Дело даже не в оригинальном дизайне - просто возможность укрыться в стихию и наблюдать за ней из практически случайного убежища.

Теперь о функциональных ограничениях - ведь есть и проблемные темы. Говорят об уличном распитии алкоголя, о школьном алкоголизме. Последний вызван в первую очередь общедоступностью и широким присутствием, т.е. пивными ларьками на каждом углу. Пример - Винница: в центре киосков просто нет. Да, есть супермаркеты, где все можно купить, но там скупаться по мелочам неудобно. И есть множество кафе. Тупо пить просто неудобно. Ограничение через неудобство - и в этом городе вы не увидите на улицах людей с бутылками.

На самом деле заведений у нас катастрофически мало - они ведь должны заменить и кухни, и лавочки у подъездов. У меня на районе есть два идеальных места с точки зрения функциональности: одно у маркета с пивом по 10 грн, столиками, ТВ, работает в любую погоду и допозна. Второе - летняя площадка при небольшом гастрономе, со столиками под зонтами, куда можно выйти, взяв все в самом магазине. Почему-то они приятней, чем обычные кафе, где не понятно за что нужно платить зарплату официантам. К настоящим дизайнерским заведениям это конечно не относится.

Уйдем на работу, в моем случае - в журналистику. Профессия вроде как и творческая, но при этом конвейерная на самом деле. Ньюзрумы практичны для работы, когда нет разделяющих стен и дверей, но важны и пространства для неформального общения и отдыха. На курилках, в коридорах, на лестницах или в соседнем сквере подчас рождаются идеи получше, чем за конторским столом. Когда в уже бывшей столичной редакции на 100 человек один диван и тесная лестничная площадка - это гораздо хуже, чем крытая галерея в редакции одного небольшого города. Куда можно выйти в дождь или даже снег с чашкой кофе/чая и, глядя на окружающее, пусть это и двор, набираться вдохновения. Да, галерея стара и перекошена, а в редакции туалет где-то далеко, потому не все со мной согласятся. Но галерея дает качественно новый уровень комфорта, сама по себе, своим наличием.

Перейдем в другие здания, в отели. Огромный разброс цен далеко не всегда оправдан. С точки зрения туриста, путешествующего по городам, а не отелям, идеален один в Одессе: за минимальную цену в центре у вокзала, все чисто и есть все необходимое. И пусть даже нет окна) А где хочется жить в другом городе, если не только гулять по нему? Там, где видишь Город! Да, это может несколько субъективно, но мы же говорим о новом обществе без стереотипов. Старинный отель в центре Черновцов времен Австро-Венгрии, номер с балконом над центральным входом и видом на ратушу за пару кварталов - это идеал! Когда забыв о душах и кроватях, хочется как можно дольше просто сидеть на этом самом балконе. В противовес - 5* отель на набережной в Киеве без балконов, с узкими окнами и раз в 15 дороже выглядит просто глупо. Еще и с потолками низкими - тогда как в Черновцах это 4 метра.

Вернемся к Городу. Мусор - бич человечества, но достаточно просто ставить очень много урн. Нет-нет, пост начал писаться до патологическо-психиатрического убирания мусорников в Киеве! Но и так их мало не бывает! В еще одном небольшом городе первым действием нового мэра была установка урн через каждые 100 метров на всех магистральных улицах. Простые, сваренные из листового металла, но легко переворачиваются, чтобы очистить от мусора. Урны не привязаны к магазинам, домам, остановкам - они просто есть везде. В центре, оглядевшись, можно увидеть 5-7 урн, на выходе из супермаркета их сразу три! И сразу стало чище.

И конечно же напоследок пульс города - общественный транспорт. Новые автобусы, трамваи, троллейбусы - это прекрасно. Но намного более важней гарантированная работа, и чем дольше, тем лучше. Идеально - круглосуточно, таких примеров много, в том числе и в Украине. Когда в любой точке города в любое время тебя не поджимает график работы транспорта - это шикарное чувство свободы. Нет, не говорите о собственных машинах - а как же насладиться бокалом пива и при этом не думать о месте для парковки) Здесь не могу не сказать о том самом романтическом духе трамваев, о которых сложено множество песен: именно жесткая привязка к рельсам дает ощущения уверенности. И комфорта в Городе, который ощущаешь не как чуждую территорию, а место жизни и отдыха.

И напоследок - нет, не совсем, посты в цикле «функциональный комфорт» только начинаются. Скажу еще об ограждениях на балконах. Нет-нет, не застекленные - Настоящие Балконы! Так вот - сверху ограждения должны быть широкими. Чтобы можно было поставить на них чашечку кофе или бокальчик пива. Т.е. как небольшой столик. Идеи будут дальше - следим за тэгом)  А, да, кабриолеты обещал: суть же не в стоимости, возрасте, кондиционере или магнитоле. Суть - в Ветре, в Открытости, в Скорости, которая на самом деле не так уж изменилась за прошлые 50 лет. Увы, у нас почему-то кабриолеты даже летом часто ездят с поднятым верхом...

дизайн, философия, менеджмент жизни, функциональный комфорт

Previous post Next post
Up