50 лет Куреневской трагедии: фоторепортаж с мероприятий

Mar 13, 2011 15:58



Традиционно посетил памятные мероприятия в годовщину Куреневской трагедии. Что тогда, 13 марта 1961 года, произошло на Куреневке - рассказывать не буду, написано много. Кто не знает - гугл в помощь. В этот раз впервые мероприятия прошли без Лидии Архиповны Ливинской - начиная с первых лет после катастрофы, она организовывала встречи выживших на квартирах (о трагедии упоминать запрещалось), а с 1991 года - гражданские панихиды. Но в апреле прошлого года она умерла, так и не увидев музей Куреневки... В этом году, в юбилей, была некая попытка сделать все на новом, более высоком уровне - но кроме обращения президента, распространенного по СМИ, отличий было немного. Правда, открыли еще два памятных знака, в дополнение к двум существующим. Но обо всем по порядку.

Начало традиционное: люди подтягиваются, приехавшие журналисты вылавливают пришедших очевидцев и берут комментарии на фоне старинного трамвайчика. Его кстати уже неделю красили в национальные цвета, вот только до ремонта дело никак не дойдет. Похоже, многое держится на краске. Поставить на место маршрутную табличку спереди ниассилили - она свалилась от ветра и старости несколько месяцев назад.


Покрасить трамвай-памятник - еще полбеды, к юбилей подмарафетить хорошо. Но постсовковый маразм - а он подчас хуже, чем совковый, пошел дальше. Едва ли не весь прошлый день и всю ночь работники депо приводили во внешний порядок ВСЕ трамвайные вагоны, так как ПОЯЛИСЬ прибытия главы КГГА и премьера, о чем ходили упорные слухи. Как водится, все возникло ВНЕЗАПНО, а как плохому студенту, ночи не хватило. В итоге вагончики похуже распихали по другим маршрутам, ввели спецмаршрут 12-К (Пуща - Куреневский рынок, чтобы не доезжали до депо), а сюда выпустили после капремонта и просто приличные. Ночная спешная мойка обернулась попаданием воды в силовую часть вагонов - и предохранители начали массово гореть. Пока еще собирался народ, аварийка затянула в депо целых два вагончика. К слову, глава КП "Киевпасстранс" провожал каждый вагон взглядом как родную машину - как бы не попались на глаза обдертые и обграфиченные вагоны, коих много. Нет, это не советская показуха, это хуже...


Глава Подольской РГА, начальник депо и глава КП Киевпасстранс по очереди толкнули речь. Выступили также очевидцы и историк Александр Анисимов, больше всех разбирающийся в трагедии 1961 года.


А вагончик облепили телевизионцики, бабушки на стульях практически подпирали стенды - от ветра стенды периодически пытались упасть. В общем, будь здесь Янукович, история с венком повторилась бы 100%.


Покончив с официальной частью №1, всех пригласили на официальную часть №2 - поехать автобусами на Лукьяновское кладбище, где откроется еще один мемориальный знак. К слову, первый памятник Куреневской трагедии открылся в 1995 году у стен депо - самый адекватный и оригинальный. Второй - в 2006 году, перед выборами, силами товарищей Юрия Кармазина в парке у Бабьего яра - покажу позже. Несколько друзей и знакомых не захотели ехать, т.к. "там будет премьер и прочие", я же отправился.


"Бабий яр отомстил" - так говорили после катастрофы, т.к. место расстрела десятков тысяч киевлян пытались замыть пульпой и на ровной площадке разбить парк с аттракционами. Катастрофа случилась 13 марта 1961 года, ровно через 16 лет после решения Совнаркома УССР о строительстве памятника жертвам Бабьего яра. Да-да, 13 марта 1945 года было такое решение. Тем то ли курьезней, то ли издевательски выглядит номер присланного автобуса - 1666. В свое время уж слишком много было мистических совпадений...


Я, естественно, поехал на другом автобусе. Высаживаемся на Лукьяновском кладбище, глава района и гендиректор Киевпасстранса уже уехали по своим делам. На кладбище поехали только начальник депо, священники, несколько журналистов и простые киевляне


Уникальное в своем роде Лукьяновское кладбище нечасто видит сколько посетителей одновременно. К слову, оно имеет такой же охранный статус - мемориал-заповедник, как львовское Лычаковское и черновицкое на улице Зеленной. На аллеях есть на что посмотреть, но стоит помнить, что под дорожками находится еще одно кладбище - в начале 1930-х, со стартом массовых репрессий, на аллеях Лукьяновского кладбища рыли траншеи, куда сбрасывали трупы репрессированных. Десятки тысяч человек... Когда Лукьяновское переполнилось, НКВД обратилось с просьбой выделить участок в Быковне...


Идем к месту мемориала.


Если честно, я думал, что его воздвигли где-то в начале кладбища или вовсе напротив например. Однако небольшой памятник разместили аж на 34-м участке, среди обычных могил. Так что незнающий человек вряд ли его найдет.


Белое покрывало....


Ветераны Киевпасстранса в присутствии директора депо открывают памятник


Все смотрим


Повторюсь - как для кладбища, людей много.


На обратном пути на Куреневку, как и обещал, остальные памятники. Выстроеный в 2006 году памятник пару лет назад лишился колокола, который был между двумя стеллами.


Открытый у остановки троллейбуса "Кирилловская церковь" крест - 4-й памятник. Цемент еще не везде засох


Вот так... Громада Киева... Ни один памятник не был воздвигнут городскими властями, ни одно открытие памятника они не почтили своим присутствием. В то время как катастрофа обернулась жертвами и разрушениями именно из-за бюрократов, сидевших на Крещатике, 36...


Тот самый первый памятник у стен депо. Через час после окончания мероприятия здесь остались только цветы, а за углом сворачивались в фургончик последние телевизионщики...


Вечная память погибшим и вечный упрек властям города о крупнейшей в Киеве техногенной катастрофе.

трамвай, история, Киев

Previous post Next post
Up