Ушел трамвайчик, 5-й номер...

Feb 27, 2011 12:27



В третий раз за свою столетнюю историю закрыто движение трамваев по Набережному шоссе. В прошлые разы - из-за гражданской войны и фашистской оккупации, ныне - под предлогом строительства развязки.

Весть о закрытии пришла внезапно: еще утром 22 февраля никаких новостей не было, а водитель трамвая 5-го маршрута уверенно отвечал, что и 23 февраля будет рейс. О закрытии говорили давно, но еще неделю назад в пресс-службе ГУ транспорта уверяли, что это состоится в 2012 году, что гости Киева еще успеют насладиться видами на зеленые острова в центре города, а там - кто знает... Наспех напечатанные объявления расклеили к обеду на столбах и на самом трамвае. Как и в случае сноса памятников архитектуры, заинтересованные силы решили действовать неожиданно для киевлян.

К вечеру на последние рейсы начали подтягиваться киевляне: чтобы проститься с линией. Любители этого вида электротранспорта стремились запечатлеть на фото исторические моменты - всего через пару часов после скорбного известия о закрытии маршрута в вагоне собралось уже несколько десятков человек. Зачастую именно от них обычные пассажиры узнавали о грустной новости. «Как можно, ведь автобусы на Набережном шоссе почти не останавливаются», «Теперь на Труханов остров пешком ходить аж от Почтовой», «Жаль, трамвайчик этот здесь один был, а теперь не будет», «В 2000-м мы с комфортом ездили на Подол с Русановки, а сейчас еле-еле в метро влазим» - звучало в вагоне от постоянных пассажиров «пятерочки».

Последние фотографии на конечной остановке у моста Патона, выкупленные на память едва ли не все талончики - и вагон медленно отправляется на Подол. И тут случилось удивительное: в последний рейс трамвай провел Его Величество Город - залпами салюта! По странному совпадению совершенно не знающие о закрытии маршрута киевляне праздновали в этот день у Ладьи (памятника основателям Киева) пятилетний юбилей свадьбы. Огромная огненная пятерка пылала на импровизированном постаменте, а вокруг ежесекундно вспыхивали ослепительные фейерверки - не хуже, чем на некоторых государственных праздниках!

…Салют закончился, пятерка медленно погасла, и вагон отправился в последний путь по 5-му маршруту. Сегодня трамвайные рельсы, словно от обиды, спрятались от посторонних глаз под непроницаемой снежной пеленой…

Байки от водителя трамвая

Валентин БАЛАКИН: «Мы возили музыкантов, рыбаков и отдыхающих»

Он выехал на 5-й маршрут в первые дни его существования - летом 2004 года. Ему же довелось вести вагон №5851 в последний рейс по набережной вечером 22 февраля 2011 года.

Водителю трамвая Валентину Балакину довелось выполнить грустную историческую миссию - отправить вагон «пятерки» по набережной в последний раз

- Трамвайное восстание. В первые дни после закрытия моста Патона многие не знали, что на левый берег трамваем уже не добраться - и по привычке садились в вагоны, не читая объявлений. На конечной у моста еще не разобрали все рельсы - и я по привычке проехал чуть дальше разворота. Навстречу выбежал перепуганный путеец - рельсы-то заканчивались! Я остановился и медленно тронулся назад - а пассажиры восклицали: «Ты правильно едешь, нам в Дарницу!»

- Такси для музыкантов. Трамвай по набережной - фактически скоростной, ведь рельсы лежат отдельно от автодороги. И не раз случалось, что пробка на трассе растягивается на километры, а мы едем. Однажды (когда на Днепре еще стояли дебаркадеры, а в них были клубы) подсаживается ко мне… целая группа музыкантов с аппаратурой. «Моральный кодекс» называется. «Мы заказали такси, - говорят, - еще час назад, а его все нет: пробка. Ты три раза мимо проехал, пока мы ждали машину. На концерт опаздываем - выручай!».

- Ночной экспресс. Помню, году эдак в 2008-м, на Певческом поле устроили грандиозный праздник. А в 22 часа начался салют. Через 5 минут должен был отправляться последний трамвай. «Наверху» приняли разумное решение - развозить людей, что называется, «до упора». В депо, тогда еще на Лукьяновку, мы вернулись где-то после часа ночи...

Как это было

Трамвай ходил аж в Бровары

- 1903. Первый проект электрического трамвая на Никольскую Слободку (ныне - массив Левобережный) и в Дарницу. Предпринимателю Николаю Матвееву предоставлена концессия на 75 лет, но проект не реализовали.

- 1910. Инженер Валерий Тимченко получил разрешение МВД на организацию трамвайного сообщения на Левобережье.

- 1911. Строительство линии: земляные работы на набережной, расширение дамбы в Предмостной Слободке (ныне - Гидропарк), расширение дороги к Дарнице. Пробное движение изготовленных в Лондоне бензомоторных вагонов (на 15 пассажиров) состоялось в декабре 1911 года.

- 1912. В мае торжественно открыто движение по Цепному мосту на Никольскую слободку - там располагалось депо.

- 1913. Линия продлена в Бровары, общая длина трассы - 18,1 км.

- 1920. При отступлении из Киева перед окончательным приходом большевиков польские войска взорвали Цепной мост через Днепр, по которому ездил трамвай.

- 1925. Мост, названный на сей раз именем Евгении Бош, восстановлен. Трамваи вновь отправились на Левобережье. Сначала - на Никольскую Слободку, а к концу года - в Бровары.

- 1926. Начата электрификация линии: открыт участок от Почтовой площади до Никольской слободки - маршрут №14.

- 1933. Электрифицирована линия до Дарницы - маршрут №15.

- 1934. Открыт маршрут электрического трамвая №23 до Броваров. До войны успели проложить также линии до завода «Химволокно» и к кирпичному заводу на Никольской слободке.

- 1941. При отступлении советских войск взорван мост имени Евгении Бош, движение трамваев вновь прекратилось.

- 1951. Открыто движение по Набережному шоссе до еще строящегося моста Патона.



Эта линия была единственной в Украине вдоль берега реки и вызывала ассоциации с приморскими городами

- 1954. 1 ноября открыто движение по мосту Патона, в разные годы здесь было до 7 маршрутов трамвая одновременно. Набережная стала одной из самых загруженных линий.



Набережное шоссе, 1950-е годы. Тогда двух полос автомобилям вполне хватало

- 2004. 9 июня под предлогом борьбы с пробками закрыто движение трамваев по мосту Патона. Организован маршрут №5 по Набережному шоссе, сюда же выезжали трамвай-кафе и ретро-вагон.

- 2011. 22 февраля отправился в последний рейс трамвай маршрута №5. Пробки на мосту Патона теперь еще больше, чем в 2004 году…

Автор: Григорий МЕЛЬНИЧУК. «Газета по-киевски», 25 февраля 2011 года.

От себя добавлю еще фотографий 22 февраля 2011 года…


R.I.P.


Бывало в трамваях на Набережной и такое


Один из последний рейсов














Перед последним рейсом


Линейный вагон отправился в депо, а в совсем последний рейс по линии отправился Трамвай-Кафе, уже в 22 вечера… Город и Линия пережили большевиков, пережили гитлеровцев - переживут и этих…

трамвай, мудаки_у_власти, застройка, Киев

Previous post Next post
Up