http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%BA%D1%81,_%D0%94%D0%B6%D0%BE%D0%BD Рассказывают, что когда французы попросили Нокса поцеловать изображение Девы Марии, стремясь заставить его отречься от протестантства, он выбросил его в море со словами «пусть Дева Мария сама спасет себя, она достаточно легка и научится плавать».
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%B2%D0%B0_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F Почитание Девы Марии противоречит основному постулату Реформации - единоспасающей вере, исключающей любых посредников между Богом и человеком. Тем не менее Мартин Лютер ещё признавал приснодевство Марии и даже возможность Её заступничества перед Богом, и почитание некоторых богородичных праздников сохранялось в лютеранстве вплоть до эпохи Просвещения.Однако уже Ульрих Цвингли отвергал возможность молитвенного обращения к Богородице, самым же решительным противником Её почитания стал Жан Кальвин, считавший его идолослужением[21], поэтому в швейцарской Реформации оно угасло достаточно быстро.
На самом деле здесь все гораздо глубже, чем банальное "исключение посредников". Хотя ситуация с девой Марией в Новом Завете действительно не столь однозначная:
Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне [дома], желая говорить с Ним.
И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою.
Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои?
И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои;
ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.
Как видим, Иисус далеко не кинулся в объятья матери.
И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.
Не о матери, а о жене:
И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?
Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?
И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью,
так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
Кстати дамоклов меч развода подчас действительно делает мужа и жену недостаточно близкими людьми, родители становятся важнее, подменяя истинный смысл брачного союза (божественное чудо родства изначально незнакомых людей - особенно для детей).
Можно конечно разглагольствовать о влиянии культа Исиды и т.д., но факт остается фактом - радикальные протестанты (а кальвинисты были не просто радикальные, а массовые и очень влиятельные) перечеркивали самую важную часть женского материнского начала в христианстве, которая и по ныне столь важна для православных и католиков.
Какие же это имеет последствия? Есть конечно некоторые положительные - освобождение мужской энергии для производства, экономического роста. Уменьшение коррупции, так как семейственное, женское начало является основной коррупции, кумовства, блата. (Каждый, кто понимает смысл сфирот, поймет, что речь идет не о буквальном женском существе а о женской составляющей души, которая есть как у мужчин, так и и у женщин, о преобладании определенных психологических состояний). Но есть и радикально негативные - возможно что именно тогда был запущен будущий механизм разрушения семьи. Да и у женского начала есть своя позитивная сторона - близость к природе. Вместо мужского насилия над природой (научного исследования), которое столь присуще современному западному либерализму.
Опять приходим к выводу, что требуется оптимальное сочетание мужской и женской составляющих души как отдельных людей, так и общества в целом. Которого сейчас нет.