Наш первый русский Мемель (1757-1762). Инструменты.

Apr 15, 2022 21:29

ДИСКЛЕЙМЕР: Основной балк этого поста взят у Сергея Доли ака mos_art - V-й том альманаха Семилетней войны "Кружева и Сталь".



Несмотря на то что Мемель был «вассерфестунгом» т.е. крепостью, полностью окруженной водой по всему периметру стены, особых волнений по его взятию русское командование не испытывало. Огромный опыт, полученный во время Северной войны, длившейся свыше двадцати лет, из всех комбинаций осадного искусства, оставил только один способ атаки любого укрепленного места. К слову сказать, самый простой и надежный: подходя на максимально близкое расстояние, русские строили пушечные и мортирные батареи, и первыми разрушали, сколько могли, крепостные стены, а вторыми - превращали внутренность крепости в одну большую кучу битого кирпича и камней; если при этом осажденный не соглашался на сдачу, то, с помощью лестниц, шли на приступ.

В 1756 году, определившись с будущим театром боевых действий, было принято решение основать Рижский осадный парк, путём выделения туда из Петербуржского арсенала 40 процентов тяжёлых пушек и половины мортир всех калибров. Весной 1757 года они уже были там.



Самым крупным калибром в полевой артиллерии, сопровождающей войска на поле боя, была 12-фунтовая пушка (масса ядра 5,9 кг; диаметр 12,1 см). Да и то, их число до 1759 года было крайне незначительно, не более десятка. Всё, что было крупнее и тяжелее ― входило в состав осадной и крепостной артиллерии.
Осадная артиллерия имела стройную и лаконичную структуру. Два типа пушек, незначительно отличающихся друг от друга массой ствола и снаряда, предназначались для разрушения оборонительных сооружений. Для этого им необходимо доставить энергию к поверхности. Следуя формуле дульной энергии в осадных пушках стремились не столько увеличить массу ядра, сколько повысить его скорость, делая стволы длиннее, а зарядные каморы объёмнее. Это приводило к росту массы ствола, пропорционально усиливался лафет, чтобы выдержать отдачу орудия. Количество лошадей увеличивалось до восьми и это не было пределом. За мощь и дальнобойность1 24-фунтового орудия* (масса ядра 11,8 кг; диаметр 15,2 см) приходилось платить почти трёхтонным весом одного только ствола, да полторы тонны отборного дуба на лафет.
Мортиры предназначалась для закидывания бомб за стены, создавать там очаги пожара, который при удаче уничтожит город гораздо вернее, чем килотонны сброшенного металла. 5-пудовые мортиры (масса ядра 81,5 кг; диаметр 33,3 см) оказались оптимальным сочетанием веса и огневой мощи. Составив основу парка русской артиллерии навесного огня, незначительно модернизируясь, они выпускались и в XIX веке. Отмеченные в инвентарном списке шесть 9-пудовых мортир представляли собой динозавров петровского времени. Реликты имели вес 3,6 тонны, потому что отливались вместе с поддоном. Ствол не двигался, всегда находясь под углом 45 градусов, а дальность стрельбы регулировалась количеством заряда. 19 килограмм чёрного пороха внутри бомбы давали мощный фугасный эффект, но безумная морока с таким орудием привела к прекращению его производства. Фермор взял с собой только один такой самовар и нет сведений, что из него стреляли.
6-фунтовые кугорновские «мортирцы» (масса ядра 2,9 кг; диаметр 9,6 см) являлись довольно специфичным инструментом и применялись только в финале инженерной атаки. Десятки «минометов» размещались возле разбитой пушечными ядрами крепостной стены, не давая осажденным заделать проделанную брешь или создать новые укрепления позади неё. Из за своей узкой специализации, которому не было применения в довольно скоротечных полевых сражениях, в Семилетнюю войну они возились в дальнем обозе.
Основной проблемой и основным отличием осадной артиллерии от полевой было вовсе не употребление крупных калибров. В конце концов, пруссаки и на поле боя притаскивали 24-фунтовые пушки. Отличие в другом - и в нём же вся соль и пот осадной артиллерии. Каждое 12-фунтовое полевое орудие имело боекомплект, состоящий из 120 ядер и 30 картечей. Но на каждое из восьми 18-фунтовых осадных орудий (масса ядра 11,8 кг; диаметр 15,2 см) в Рижском арсенале было запасено по 285 ядер и 15 картечных связок. То есть в два раза больше снарядов в численном выражении, не говоря уж о весовом. Точно такой же боезапас был подготовлен и для восьми 24-фунтовок. И не забудем о соответствующем количестве зарядного пороха.
Даже если оставить дома картечи, предстояла адская работа по доставке ржавых железных шаров и бочек с порохом, сперва, в район сосредоточения войск ― Либаву, а потом, и, в окрестности самого объекта атаки - Мемеля. Тяжесть самой осадной пушки это только верхушка айсберга логистических проблем. Общий вес осадного парка действующей армии со всеми припасами составлял 573 тонны. Из них на 293 тонны составляли припасы, которые должны были перевезти, по приблизительным подсчетам, 389 повозок. Общая протяженность обоза с припасами могла достигать 2 км. Вместе с орудиями транспортная колонна всего парка осадной артиллерии, предположительно была от 4 до 5 км.**

* - Дальность стрельбы достигала 3 ½ километров, но при осадах пуши старались подвести прямо под стены, дабы доставить к избранной точке максимум энергии, которую круглое ядро быстро теряет в полёте.

** - В авторских расчетах взята приблизительная грузоподъемность телеги в 750 кг и её длина 2,5 м.

Семилетняя война

Previous post Next post
Up