Вдохновившись цитатой из предыдущего поста, хочу записать последнюю версию аналогии, помогающей (лично мне) легче представить взаимосвязь между этими понятиями. Предыдущие версии уже изложены там и сям, последний раз в Просветлении (
http://www.livejournal.com/community/prosvetlenie/70065.html).
Итак, я хочу представить мир, где ничего не меняется и время не существует, а также связь этого мира с нашим существованием во времени.
И компьютерная программа представляется лучшей аналогией, чем многомерные пространства, используемые мною ранее.
Пока программа не исполняется (на процессоре или хотя бы мысленно в голове её автора, хорошо знающего весь код), она совершенно статична, хотя в непроявленном виде там уже есть все возможные сценарии её работы и они существуют все вместе, "одновременно", или "вне времени" (что в данном случае одно и то же). Теперь рассмотрим для примера программу, являющуюся сложной и увлекательной игрой. Понятно, что простое любование блестящим красочным диском, на котором она записана (можно повесить его на новогоднюю ёлку), или самим её виртуозно составленным кодом, использующим красивые решения, новейшие design patterns объектно-ориентированного программирования и т.п, может иметь смысл, представлять интерес и даже огромный интерес, однако не исчерпывает весь её потенциал, не для того она писалась. Многое (главное?) будет упущенно, если не поиграть и не пройтись по разным её веткам, хотя бы мысленно (что возможно при хорошем знании всего кода). Вот это-то проход (процесс) и порождает время. А выйти из конкретного сценария игры и вникнуть в сам код, охватить его в целом как весь спектр заложенных в нем возможностей - это вернуться в существование вне времени, где всё есть "одновременно".
С точки зрения наслаждения - это совершенно разные виды удовольствия - любоваться переливающимся радужным диском, кодом программы или играть в саму игру. Они друг друга дополняют. Но для игры необходимо принятие ограничений, последовательное проявление, развертывание того или иного изначально неявно существующего сценария с принятием решений, отсекающих другие возможности. Так возниает потребность в линейном однонаправленном времени - иначе нет игры.
Когда Абсолют "желает" развлечься игрой, он творит майю - пространство, время, вселенные (вдох Брахмы). В нашей аналогии - программист мысленно прокручивает свой код по каким-то веткам, представляя, "видя", как все это "работает". Потом, дойдя до конца, Абсолют перестает поддерживать майю (выдох Брахмы). В нашей аналогии - программист перестает мысленно проходить последователльно по веткам программы, начинает заниматься чем-то другим. Процесс прекратился, время исчезло. Возможно, в код вносятся изменения. Кстати, если всё делается исключительно "в уме", то изменения легко вносить и не прерывая игры. Наверное мелкие изменения так и вносятся.