(
http://www.lib.ru/BORHES/7wecherow.txt)
"... в Писании четыре значения. Система выглядит
следующим образом: вначале -- существо, схожее с Богом Спинозы, с той
разницей, что Бог Спинозы бесконечно богат, напротив, Эн-соф предстает перед
нами бесконечно бедным. Речь идет о первичном существе, о нем нельзя
говорить "существует", потому что существуют звезды, люди, муравьи. Как мы
можем принадлежать к одной категории? Нет, это первичное существо не
существует. Нельзя сказать, что оно мыслит, поскольку мышление -- логический
процесс, идущий от посылки к выводу. Нельзя сказать и что ему Чего-то
хочется, так как хотеть чего-либо -- значит
ощущать нехватку этого. И нельзя сказать, что оно созидает. Эн-соф не
созидает, поскольку созидать -- значит наметить цель и достичь ее. Кроме
того, если Эн-соф бесконечен (различные каббалисты сравнивают его с морем,
символом бесконечности), как он может желать чего-то другого? И что другое
может он создать, кроме как другое бесконечное существо, которое смешается с
ним? Поскольку, к несчастью, неизбежно сотворение мира, существует десять
эманации, сефироты, которые исходят от него, но не являются более поздними,
чем он.
Идея вечного существа, от которого всегда исходят десять эманации,
сложна для понимания. Эти десять эманации исходят одна от другой. В тексте
написано, что они соответствуют десяти пальцам рук. Первая эманация носит
название Венец, и ее можно сравнивать с лучом света, исходящим от Эн-соф,
лучом, не уменьшающим его: бесконечное существо не может стать меньше. От
Венца исходит следующая эманация, от нее другая, от нее еще одна, и так до
десяти. Каждая эманация делится на три части. Первая из них служит для связи
с высшим существом; другая, основная, выражает суть; третья служит для связи
с низшей эманацией.
Десять сефирот образуют человека по имени Адам Кадмон, это
человек-архетип. Адам Кадмон находится на небесах, и мы представляем собой
его отражение. Этот человек, образованный десятью эманациями, излучает один
мир, другой и так до четвертого. Третий -- это наш материальный мир, а
четвертый -- ад. Все они заключены в Адаме Кадмоне, который охватывает
человека и его микрокосм, все.
Речь идет не об экспонате музея истории философии, думаю, что у этой
системы есть применение: она может послужить нашим размышлениям, попыткам
понять Вселенную. Гностики предшествовали каббалистам на несколько веков; у
них была подобная система, предполагавшая неопределимого Бога. Этот Бог,
называемый Pleroma (Цельность), излучает другого Бога (я следую еретической
версии Иринея), а этот Бог -- еще одну эманацию, та -- следующую, и каждая
из них образует небо (целая башня эманации). Доходим до числа 365, поскольку
здесь вмешивается астрология. Когда мы доходим до последней эманации, мы
встречаем Бога по имени Иегова, который создает этот мир. Почему мир,
созданный им, полон ошибок, ужаса, грехов, физической бо-
ли, полон чувства вины, полон преступлений? Божественность идет на
убыль, и Иегова создает мир, склонный к ошибкам.
Ту же схему повторяют десять сефирот и четыре создаваемые ими мира. Эти
десять эманации по мере удаления от Эн-соф, от бесконечного, тайного
"тайных" -- как на своем образном языке говорят каббалисты -- теряют силу и
именно таким путем создают этот мир. Мир, в котором живем мы, совершая
множество ошибок, готовые к несчастьям и к мимолетной удаче. Эта мысль не
абсурдна; мы оказались перед вечной проблемой зла, великолепно изложенной в
книге Иова, величайшем, по мнению Фрейда, произведении всей мировой
литературы."