![](http://thumbnail077.mylivepage.com/chunk77/3295303/2255/small_mona6eska-kelia.jpg.jpg)
По материалам двухдневного квартирно-келейного медитативного мини ритрита.
Очень разрушительное действие на практику медитации оказывают всевозможного вида желания. Желания, проецируемые на прошлое, приходят в виде стремления исправить прошлые ошибки или как-то оптимизировать практику. Желания, проецируемые на будущее, предстают в виде всевозможных планов нечто в будущем совершить. Желания, проецирующиеся на настоящее, пытаются под тем или иным предлогом прервать практику.
Обычный поток мыслей не представляет большой проблемы - мысли просто текут, и мы их просто наблюдаем. Мысли есть мысли. Тут все нормально. Но когда в осознанность врываются желания, спасти практику, удержать в выполнении практики, распознать ловушку возможно только благодаря четкому регламенту. Если мы с самого начала определяем, что эти 2 дня мы выделили ТОЛЬКО на то, чтобы наблюдать за проявлениями ума, и весь остальной мир для нас в эти 2 дня не существует, тогда у нас есть шанс распознать желания как еще одну из форм мыслей. Конечно, даже тогда иной раз будет очень сложно удержаться от соблазна пойти на поводу у того или иного из них. Уж слишком сильна привычка, уж слишком за многое желание цепляется, слишком многое за собой тянет. Потребуется время, чтобы изучить механизм его влияния на другие мысли - время, потраченное на беспристрастное изучение механизмов мышления.
И тут регламент оказывается нам чем-то вроде страховочного каната. Благодаря регламенту мы создаем свои правила игры - правила, в которых мысль, какой бы она не была, не должна превращаться в действие. Если она таки превратилась в действие - то это провал. Это значит, что мы нарушили правила. И нам сразу становится видно, какую власть над нами имеет мысль данного типа. Теперь мы уже не можем утешать себя, будто для подобного мысли/чувства/действия существовали объективные причины. Их не было и не могло быть - потому что мы изначально так определили правила игры - в эти 2 дня ВСЕ мысли кроме (далее четкий список) не должны получать реализацию. Все четко, все ясно, нет неоднозначностей. Вся наша ложь, все наши игры с самим собой как на ладони.
Вот и весь механизм ритрита. Конечно, можно задать условия очень жестко. Скажем, поместить себя в условие крайне жесткого ритрита (а ля Гоенка), в котором за нас все решат другие - его организаторы. Для некоторых так, пожалуй, будет проще всего. Но у меня так почти никогда не получалось. Мне почему-то медленнее проще. Может быть потому, что для меня не существует авторитетов. И особенно авторитарных авторитетов.