Есть такие проблемы, которые невозможно решить, находясь на том же уровне, на котором эти проблемы сформулированы.
Взять, например, концепцию недвойственности (восприятие реальности без того, чтобы строить о ней концепции). Столкновение с ней в свое время оказалось (субъективно) серьезным испытанием для моего разума. Ни перечитывание книг, ни беседы с умными людьми, ни размышления - ничто не давало хоть сколько-то приблизиться к ее решению. Всякий раз, когда, казалось, решение уже найдено, выяснялось, что я всего лишь породил еще одну концепцию. А раз так, то такое решение на самом деле решением считаться не могло. Но разум был упрям и он толкал меня на все новые и новые попытки, пока однажды количество не перешло в качество, и он не смог выдержать очередного провала. В этот момент он оказался вынужден признать (он очень не хотел, но у него не осталось выбора), что есть вещи, о которых не обязательно выстраивать концепции, которые намного проще принимать как данность, и с которыми лучше взаимодействовать, чем их описывать. Это поражение рассудка в попытках достижения его целей, привело к началу нового периода в жизни. Стало понятно, что ум, концепции и образы можно применять не только и не столько для того, чтобы составлять концептуальные описания реальности, сколько для того, чтобы с их помощью создавать обучающие ситации, когда опыт можно получить непосредственно из реальности или, в крайнем случае, извлекать из памяти.
То есть в тот момент ум выразил готовность умерить свои аппетиты, и отказался от своего "права" весь жизненный опыт заключать в рамки понятных и удобных ему описаний. Но он не отказался от того, чтобы управлять этим жизненным опытом. Понять это мне помог (возможно, сам того не осознавая)
halif во время наших разговоров после моего неудачного посещения ретрита Випассаны. Он обратил внимание на то, что моменты оценки и принятия решений - тоже являются лишь формой мыслительной активности. Начав наблюдать за моментами оценки своего состояния и принятия решений о корректировки практики или же о ее прекращении, мне довелось столкнуться с новый огромным пластом психической активности, о сущестовании которого я раньше знал лишь интеллектуально, и сталкивался с которым, будучи вменяемым, довольно редко. С одной стороны, одним лишь наблюдением за процессом оценки своего состояния, можно перевести практику медитации на совершенно другой уровень, а с другой, решение о необходимости начать наблюдать за процессом наблюдения тоже основывается на оценках и принятиях решения, которые по большому счету тоже нуждаются в наблюдении за ними. В результате тот "змеиный клубок", который начал завязываться сейчас в моем сознании, навязчиво мне напоминает состояние ума, бывшее, когда я пытался вырваться за приделы двойственности лет 7 назад. Не знаю, что из этого получится, но вот сейчас, как и тогда, я чувствую, что веду себя как та обезьяна, которая схватила лежащую в бутылке приманку, и теперь не может вытащить руку из ловушки.