За что можно любить аниме.

Mar 11, 2009 18:33

Сейчас время от времени встречаю в то тут, то там в интернете вопрос: "Почему вы смотрите аниме? Это же уродство! Что вы в нем находите?". А ведь всего года 3 назад этими же самыми вопросами задавались и мы, и с ними обращались к нашим друзьям, которые были аниме увлечены. А в самом деле, за что? Сразу оговорюсь, дрянь есть везде, в том числе и в японской мультипликации, но ее я не рассматриваю.

Пожалуй, если сказать кратко, то самое важное, что есть в аниме и чего нет в других видах мультипликации, это - психологичность. Я уже не помню, когда меня настолько за живое дергали российские мультики (а про Голливуд вообще молчу). Японцы, будучи созерцателями, оказываются способны видеть прямо таки необычайные тонкости жизни человеческой души, разные ее пути и перепуться. При этом они практически никогда не перегибают палку и не опускаются до безумия. Они очень грамотно, на мой взгляд, используют музыку - не для того, чтобы загнать зрителя "на потолок", щекоча его нервы до истерики, а для того, чтобы удерживать его ум в центре его души, одновременно оставаясь как бы участником событий. Все вместе это делает анимешные мультики весьма мощным катарсическим инструментом.

В качестве иллюстрации мне по горячим следам хочется привести вполне правдоподобный сюжет из "Изгнанника". Там есть такой персонаж Дио. Он гильдиец, так же как и главный герой, влюбленный в небо. Но в Гильдии есть правило, что по достижению совершеннолетия все члены общества проходят обряд, после которого они становятся душевно черствыми. Помимо его воли и через силу Дио этот обряд тоже прошел. Плохо от этого было всем, кроме социальной машины. Его друзья, видя весь этот ужас, ценой огромных усилий, а кто-то даже ценой своей жизни, вытащили его из лап Гильдии. И вот, когда он начал приходить в себя, когда в нем через душевную боль начали просыпаться замороженные чувства (о, да, разумеется в это время он причинял окружающим неприятности), в этот довольно опасный момент его жизни, рядом не оказалось никого, кто бы его смог удержать от опрометчивых шагов. Все были заняты очень важными делами. В итоге он погиб. Как бы не было его жаль, но такова жизнь.

Таковы японские мультипликаторы. Они вытаскивают в свет осознавания такие моменты нашей душевной жизни, от которых мы подчас пытаемся спрятаться, как тот страус, зарывающий голову в песок. Они их вытаскивают и заставляют осознать. Самые, самые разные моменты нашей богатой душевной жизни. Японские мультипликаторы - мастера психологической драмы.

Под конец, я хочу привести список мультфильмов, которые считаю хорошими:

Культивирующие экологическое сознание:
Наусика из Долины Ветров
Принцеса Мононоке
Фантастические дни
Последняя фантазия

Психологические (катарсические):
Тоторо
Ведьмина служба доставки
Девочка, перепрыгнувшая время
5 сантиметров в секунду
Шепот сердца
Шагающий замок Хаула
Унесенные призраками
Porco rosso (Розовый свин)
Изгнанник

PS: Конечно, многим еще нравится сериал "Призрак в доспехах", пытающийся раскрыть тайну, что же такое жизнь и чем живое существо отличается от машины, но это - боевик, и довольно "бешеный", а я таких не люблю.

фильмы

Previous post Next post
Up