Предупреждение! Все написанное ниже является не более чем моделями. Иначе говоря это просто попытка уложить психологические факты в некоторую относительно непротиворечивую интеллектуальную схему, просто способ говорить об опыте. Так что не стоит относиться к нему слишком серьезно.
Мировосприятие человека проходит через этапы, по крайней мере именно так их называют всевозможные духовные учителя. Так что пусть пока будут "этапы".
На первом этапе ум человека отождествляет себя с телом. Его мысли заняты телом почти постоянно. Вся жизнь такого человека построена на том, чтобы избежать боли (в любых ее формах) и добиваться удовольствия. Под влиянием культуры ум человека может постепенно оторваться непосредственно от физиологии и начать отождествляется с социальной ролью или группой, однако сути это как правило не меняет - как и раньше он продолжает противопоставлять свою индивидуальность тому, что по его мнению находится вне ее. Подобного рода восприятие весьма характерно для животных. В нем полно инстинктов стремления и избегания. Человек, не особо осознавая, что и почему он делает, автоматически реагирует на внешние раздражители. Если смотреть глобально, то его поведение полностью шаблонно, пусть даже вариабельность конкретных действий и может быть достаточно высока. Будучи научен слогану, что "человек - это звучит гордо", он склонен слепо верить, что его поведение в корне отличается от поведения животных. Но такая вера живет лишь до тех пор, пока он не погрузиться с головой в этологию, и не увидит, что все его привычные шаблоны поведения достаточно ярко проявлены в животном мире. Вобщем, такой человек по факту является лишь переходной формой от животного к чему-то существенно большему.
По мере погружения ума человека в культуру, он постепенно заражается идеями о том, что со смертью тела жизнь не заканчивается, и что поэтому надо найти способ оставить в жизни свой след. Так начинается второй этап его жизни. Этап, на котором человек переполнен концепциями. Этап, на котором он гоняется за химерами, запутывается в них и оказывается захвачен ими как муха паутиной. Он может стать поэтом, художником, ученым. Он всеми силами будет пытаться создать в мире нечто, влияние чего будет длиться после его смерти веками, потому что именно так он видит себе стяжание бессмертия. При этом он будет совершенно слеп к тому, что люди будут воспринимать его творения совершенно не так, как их воспринимает он сам. Он не будет видеть, что каждое время (эпоха) имеет свой дух, и что все люди одного времени подвержены влиянию одного духа. Он не будет замечать, что его творения точно так же являются лишь продуктом этого времени. И конечно, ему даже в голову не придет, что когда время измениться и дух поменяется, лишь очень немногие смогут понять, что именно он имел в виду. Да и те смогут понять это лишь очень поверхностно.
Вобщем, можно сказать, что второй этап, это период самообмана, построения воздушных замков и бегания по лабиринтам ума. Он от начала до конца иллюзорен. Однако было бы неправильно говорить, что в нем нет совершенно никакого смысла. На мой взгляд этот период очень похож на создание кокона бабочки. Прежняя "гусеница" души свила себе кокон из концепций и на время оказалась отрезана от мира. Все это время внутри нее безопасно протекают достаточно сложные процессы перестройки ума. И лишь тогда, когда эти процессы окажутся завершены, кокон будет разрушен, и на свет появится духовная "бабочка".
И тогда наступит третий этап, на котором человек поймет, что "его" ум на самом деле никогда его не был. Ум ничей. Ум - это Коллективное Бессознательное человечества (Ноосфера), а в каждом человеке просто проявляется его маленькая часть. Можно назвать такую часть индивидуальной душой, но дело в том, что никакой границы между душами людей не существует. Мысли свободно перетекают из одного ума в другой и обратно. Наша привычка думать, будто наши мысли ограничиваются нашим телом, является не более чем традицией, не более чем набором убеждений в Ноосфере, которые мы как индивидуальности склонны до поры до времени разделять. Вне зависимости от того, согласны мы с ними или нет, они неверны.
И когда человек начинает все это ясно видеть, у него пропадают причины цепляться за свои привычные убеждения. Он получает возможность оторваться от "насиженного места" и отправиться в путешествие по миру галлюцинаций, накопленных человечеством за тысячелетия. Он становится открыт к проявлению разного рода сверхспособностей. Просто потому, что такие сверхспособности являются частью сокровищницы человечества - как и всевозможные ужасы, порожденные им в веках. И не приведи господь такому человеку попасть в руки психиатра. :-)
Однако, все сказанное было присказкой, а сказка, ради которой затевался данный пост, начнется только сейчас.
Мне давно не давала покоя мысль о том, насколько по разному эти три типа людей воспринимают себя и друг друга. Так люди первого типа, привыкшие отождествляться с телом, смотрят как на тела так же и на всех остальных. Поскольку поведение людей вторых и третьих типов воспринимается ими нелогичным и непрактичным, они склонны рассматривать их как простаков, за счет которых можно неплохо поживиться.
Люди второго типа уже адекватно понимают мотивацию людей первого, считает таких людей недоразвитыми и склонны рассматривать их как материал, из которого лишь предстоит построить настоящего человека, чье имя, как им кажется, действительно будет "звучать гордо". С другой стороны, глядя на людей третьего типа, они оказывается в легком замешательстве. С одной стороны эти люди служат для них до некоторой степени ориентирами, а с другой уж больно те ведут себя непрактично, уж слишком высоко витают в облаках. Короче говоря, третий тип они тоже рассматривает лишь как объект для улучшения. Но если в первом случае они склонны объект "окультуривать", то тут они, наоборот, пытаются "спустить с небес на землю."
А что же с третьим типом? Эти люди уже перестали связывать ум с границами тела и социальными образованиями. Они стали способны видеть, как один и тот же дух проявляется в разных человеческих умах, и как в одном человеке происходят баталии между разными духами. Их реальность разворачивается параллельно мирским событиям и мало с ними пересекается. Людей первого типа они рассматривают как пристанище животных духов в человеческом теле. И они знают, что эти животные духи являются таким же бесценным, накопленным за тысячелетия, достоянием Коллективного Бессознательного как и духи, с которыми они стали сейчас отождествляться. Они понимают ограничения этих людей и свои крайне скудные возможности влияния на них.
Что же касается их отношения к людям вторых типов, то, как я уже и сказал, они достаточно хорошо видят иллюзорность их бытия. Они понимают, что люди второго типа просто мечутся, что все их творения не имеют для Коллективного Бессознательного никакой ценности, и будут разрушены сразу как только перестанут быть нужны их создателям. Они знают, что единственная польза в этих метаниях заключается в том, что те создают условия для перехода души от животных программ Коллективного Бессознательного к программам духовным. Иначе говоря, они видят мироздание как площадку для трансформации и роста духа. Никакого другого смысла в нем нет.
Под конец мне хотелось бы заметить, что эти три мировосприятия имеют прямое отношение к тому, что в Четвертом Пути Гурджиева-Успенского называется влияниями A, B и C. Влияния A включают в себя совокупность животных программ, на которые откликается ум человека. Точно так же влияние C включает в себя совокупность программ духовных, которые направлены в противоположную сторону от влияний A и стремятся их нейтрализовать. Что же касается влияний B, то к ним как правило не принято относиться серьезно. Влияния B включают в себя всю совокупность литературы и учений, которые дергают за ниточки ума с непредсказуемым эффектом. К таким способам обучения обычно прибегают от безысходности - когда более предсказуемые подходы недоступны или невозможны. Как говорил Гурджиев: "Благо тому, у кого есть душа; благо тому, у кого его нет; но горе тому, у кого она в зачаточном состоянии".