О Карме, Саттве и Пяти элементах (свастике)

Dec 31, 2017 17:02


В Ведической традиции и, как следствие, в йогической и буддийской есть существуют два понятия: "саттва" и "карма". Они отражают два полюса ментальной обусловленности человека. "Саттва" указывает на то, насколько ментальная обусловленность мала, а "карма", наоборот, насколько она велика. И в этих традициях один и тот же смысл часто выражается двумя совершенно разными способами. Скажем, "саттва накапливается" означает тоже самое, что "карма изживается". И наоборот, "трата саттвы" означает то же самое, что "накопление кармы".

Прежде чем рассуждать дальше, определим понятие "ментальной обусловленности" (иначе может случиться путаница в смыслах). Под "ментальной обусловленностью" следует понимать незавершенные ментальные (рассудочные, эмоциональные, инстинктивные и т.п.) процессы. В психологии такие процессы называются "незавершенными гештальтами", "импринтами", "инграммами", а в Ведической традиции "самскарами" (дальше буду использовать этот термин). В идеальных условиях все переживания рождаются из Ничего, длятся какое-то время, а потом сами собой рассеиваются. Но такие идеальные условия могут быть нарушены, если переживание по каким-то причинам оказало на человека очень сильное воздействие. В этом случае оно надолго "зависает" в бессознательном и оттуда подспудно влияет на поведение и мировосприятие человека. Чем больше таких "незавершенных мыслей" накоплено в бессознательном человека, тем выше его кармическая обусловленность и тем ниже его саттвичность.

Весь дальнейший текст я буду писать в терминах накопления и траты "саттвы", но все то же самое и с тем же успехом можно было бы написать в терминах накопления и изживания кармы. Это, что называется, дело вкуса. Просто мне так было удобнее.

Доминирование Саттвы
Итак, процесс накопление и траты "саттвы" в жизни человека имеет циклическую природу. В самом начале "саттва" максимальна. "Ментальная обусловленность" почти отсутствует. Когда одержимости нет, человек становится очень восприимчивым ко всему происходящему вокруг него. На данном этапе основным занятием человека является просто восприятие происходящего, которое при этом не оставляет в его психике долгоживущих отпечатков. Подобное состояние длится какое-то время. За это время человек успевает вовлечься в ряд ситуаций, отреагировать на которые адекватно он не может, так же как и опустить их - просто в силу того, что сами эти ситуации содержат в себе внутреннее противоречие (конфликтны по своей природе), или же, потому что данные ситуации развиваются слишком медленно для ума. Все такие ситуации оставляют в психике первые следы "самскар".

Доминирование Раджаса
Когда количество "самскар" превысит некоторый порог, человек начинает в мире действовать. Так как на данном этапе "самскар" все еще достаточно мало, он пока способен быстро и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Свою задачу в этот период человек видит в том, чтобы разрешить все противоречия, "завершить" все зависшие ситуации и снова вернуться в состояние "саттвичности" (по крайней, так он себе это объясняет). Проблема лишь в том, что, действуя в мире, чем больше он совершает действий для исправления ситуаций, тем с большим числом новых конфликтов он сталкивается. Таким образом, вместо уменьшения числа "самскар" в психике начинает накапливаться их все больше и больше.

Доминирование Тамаса
По мере того, как количество "самскар" накапливается, человек начинает реагировать на ситуации все менее и менее адекватно. Все чаще и чаще его действия определяются не потребностями жизненных ситуаций, а фантазиями, вызванными активностью "самскар". И вот однажды наступает момент, когда он окончательно становится рабом своих мыслей. Теперь он все делает по инерции. Его действия из целенаправленных становятся просто продолжением того, что он делал раньше. Он не способен не только адекватно воспринимать мир (это и в Раджасической фазе было сложно), но и просто самостоятельно принимать решения. Все, что с ним происходит, происходит лишь в силу того, что мир дергает его за веревочки "самскар", а он как кукла на это реагирует.

Доминирование Очищения
Автоматическое поведение без осознавания последствий, еще сильнее обуславливает человека. "Самскар" становится так много, что человек начинает утрачивать способность к выживанию. У него накапливаются проблемы, болезни, впереди маячит призрак смерти. В этот момент процесс начинает идти в обратном направлении. Человек переходит в режим осознавания всего того, что он нагородил за время предыдущих трех этапов. Такое осознавание может проявляться как увлечение йогой и медитацией, как уход в религию или в психоанализ, или еще каким-то подобным образом. В этот период все накопленные конфликтные ситуации ("самскары") начинают проживаться предельно прямо, без каких-либо внешних действий, без каких-либо попыток исправить мир, приведший к их появлению. Человек начинает развивать в отношении к мыслям привычку "просто быть", "просто воспринимать". Впоследствии, именно эта привычка станет зерном, из которого снова взрастет "Саттва". Данный период называется "Очищением" потому что все конфликтные ситуации, накопившиеся в уме должны быть выведены в осознавание и прожиты вплоть до момента, когда они перестанут быть актуальными и таки растворятся в Ничто.

Когда количество активных "самскар" станет настолько мало, что они больше не смогут противодействовать вновь сформированной привычке "просто воспринимать", тогда начнется новый этап доминирования Саттвы, и все повторится по кругу. И так снова, и снова, и снова. Описанный циклический процесс в Ведической традиции символизируется богом Сурьей, который движется с Востока (Саттва) через Юг (Раджас) на Запад (Тамас) и далее через ночь Неведения (Очищение) снова на Восток (Саттва). Из Ведической традиции данный процесс перешел в Йогу и Буддизм, где представлен символом Свастики. Но о свастике надо сказать кое что еще.

Пять элементов (Свастика)
Большинство людей, оказавшихся в фазе "Очищения" ошибочно полагают, что целью их усилий является достижение "Саттвы" и окончательная остановка (стабилизация) в ней. Увы, но так никогда не бывает. Саттвическое состояние всегда является проходным. Это плохая новость для нас. Хорошей же новостью является то, что и все остальные три состояния тоже являются проходными. Солнце (Сурья) никогда не останавливается на какой-то одной стоороне света. Оно всегда движется по полному кругу, снова и снова. Поэтому, если мы делаем ставку на Саттву, то автоматически будем вовлеченными в весь описанный круговорот.

Однако есть еще надментальное состояние, которое свободно не только от наличия "самскар", но так же и от их отсутствия. Такое состояние называется Недвойственным (или Недвойственностью). Оно присутствует во всех четырех фазах. Поэтому если Саттву, Раджас, Тамас и Очищение принято изображать четырьмя лучами свастики, то это состояние принято обозначать как ее центр. Человек может воспринимать жизненную ситуацию Недвойственно в любой момент - будь то Саттва, Раджас, Тамас или Очищение. Недвойственность не является инструментом влияния на мир, как иногда ошибочно думают люди, да и не может ей быть. Она - та площадка, на которой разыгрываются все события. И подобно площадке она не заинтересована ни в каком конкретном исходе игры. Она гарантирует лишь то, что игра будет продолжаться.

Вот так. Теперь последним штрихом стоит только указать, что загнутыми продолжениями лучей обозначается процесс изменения ментальных состояний (вращение свастики) и символ будет полностью завершен.

йога, буддизм, символы, веды, индуизм, адвайта

Previous post Next post
Up