Сущность и Личность.

Dec 27, 2017 17:02

Одной из проблем, с которой рано или поздно сталкивается человек, работающий над собой, является та, что, кажется, будто общество прикладывает все усилия, чтобы он потерпел в этой работе поражение. Но наивно думать, что вселенная имеет интерес нам мешать. Скорее, тут мы имеем дело с объективный адаптивным процессом.

В учении Четвертого Пути Гюрджиев ввел понятия "сущность" и "личность". Первая - это врожденная (часто бессмертная) часть психики (называемая в Христианстве "душой"). А вторая - это вся та совокупность знаний и привычек, которые человек освоил в течении текущей жизни. Личность чужеродна сущности, она искусственна, она нужна только для одной цели - адаптировать человека к текущей социальной ситуации. Как следствие, между ними как правило возникает противоборство, часто заканчивающееся для сущности "летально".

Основным тормозом развития для горожанина является именно личность. Но ведь она и была создана обществом с целью лучшей управляемости человека. Так стоит ли удивляться, что общество "сопротивляется" работе человека над собой. Просто общество выполнило свою воспитательную задачу. Оно привязало к рукам и ногам человека "ниточки". Оно вложило в него программу. Оно сделала человека способным выполнять необходимые обществу работы. Вот и Все! - большее его ничего не интересует. Если человек хочет для себя иного, то общество ему не помощник. Дальше все сам и только сам.

«Очень важный момент в этой работе над собой наступает тогда, когда человек начинает делать подлинное различие между своей личностью и сущностью. Подлинное «я» человека, его индивидуальность произрастает только из его сущности. Можно сказать, что индивидуальность человека - это его сущность, выросшая и зрелая. Но чтобы дать сущности возможность расти, необходимо прежде всего ослабить постоянное давление, которое оказывает на неё личность, потому что сопротивляется росту сущности именно личность.

«Если мы рассмотрим среднего культурного человека, то увидим, что в большинстве случаев его личность представляет в нём активный элемент, а сущность - пассивный. Внутренний рост человека не может начаться, пока этот порядок вещей остаётся неизменным. Личность должна стать пассивной, а сущность - активной. Это может произойти только в том случае, когда устранены или ослаблены «буфера», ибо они - главное орудие, посредством которого личность удерживает сущность в подчинении.

«Как было сказано раньше, у менее культурных людей сущность более развита, чем у культурного человека. Может показаться, что такие люди ближе стоят к возможности развития; но на деле это не так, ибо их личность недостаточно развита. Для внутреннего роста, для работы над собой необходима как известная сила сущности, так и определённое развитие личности. Личность состоит из «списков» и «буферов», связанных с определённой работой центров. Слабое развитие личности означает недостаток «списков», т.е. недостаток знания, информации, материала, на котором должна основываться работа над собой. Без некоторого запаса знания, без определённого количества «чужого» материала человек не в состоянии начать работать над собой, не может изучать себя, не может бороться со своими механическими привычками - просто потому, что у него не будет причины, не будет понимания мотива такой работы.

«Это не означает, что для него закрыты все пути - остаются открытыми пути факира и монаха, которые не требуют интеллектуального развития. Но методы и средства, доступные для человека с развитым интеллектом, для него невозможны. Таким образом, эволюция в равной степени трудна и для культурного, и для некультурного человека. Культурный человек живёт в отдалении от природы и естественных условий существования, среди искусственной жизни; он развивает свою личность за счёт сущности. Успешное начало работы над собой требует счастливого совпадения: равного развития личности и сущности. Такое совпадение гарантирует ему успех. Если сущность развита очень мало, потребуется долгий подготовительный период работы; а если сущность разрушена изнутри или в ней развиваются какие-то неисправимые недостатки, эта работа вообще будет бесплодной. Подобного рода условия встречаются довольно часто. Ненормальное развитие личности очень часто задерживает развитие сущности на столь ранней стадии, что сущность остаётся крохотной и бесформенной вещью; а какой прок от крохотной и бесформенной вещи?

«Кроме того, нередко случается, что сущность человека умирает, когда его личность и тело продолжают жить. Значительный процент людей, которых мы встречаем на улицах большого города, - это люди, пустые изнутри, т.е. на самом деле они уже мертвы.

«К счастью для нас, мы этого не видим и не знаем. Если бы мы знали, сколько вокруг нас мёртвых людей, какое число мертвецов управляет нашей жизнью, мы сошли бы от ужаса с ума. И частенько люди и в самом деле теряют рассудок, узнав нечто подобное без соответствующей подготовки, увидев то, чего они не предполагали увидеть. Чтобы видеть истину, не подвергаясь опасности, надо быть на пути. Если же человек, который не в состоянии ничего делать, увидит истину, он наверняка потеряет рассудок. Но это случается редко. Всё устроено таким образом, что обычно человек ничего не может увидеть преждевременно. Личность видит только то, что ей нравится, только то, что не вмешивается в её жизнь. Она никогда не видит того, что ей не нравится. Это одновременно и хорошо и плохо. Хорошо, если человек хочет спать; плохо, если он желает пробудиться».

- Если сущность подвержена влиянию судьбы, значит ли это, что по сравнению со случаем судьба для человека всегда благоприятна? - спросил кто-то из присутствующих. - И может ли судьба привести человека к работе?

- Нет, это совсем не так, - ответил Гурджиев. - Судьба лучше случая только в том отношении, что её можно принимать в расчёт, знать её заранее, готовиться к тому, что будет впереди. Что же касается случая, то тут ничего знать нельзя. Но судьба точно так же может быть неблагоприятной и трудной. В этом случае, однако, имеются средства отделить себя от своей судьбы. Первый шаг в этом направлении состоит в том, чтобы освободиться от общих законов. Подобно тому, как существует индивидуальный случай, бывает коллективный, общий случай; и подобно тому, как существует индивидуальная судьба, бывает судьба общая, или коллективная. Коллективный случай и коллективная судьба управляют общими законами. Если человек желает создать свою индивидуальность, он прежде всего должен освободиться от общих законов. Эти общие законы никоим образом не обязательны для человека; он может освободиться от многих из них, если освободится от «буферов» и от воображения. Всё это связано с освобождением от личности. Личность питается воображением и ложью. Если уменьшается ложь, в которой живёт человек, если уменьшается роль воображения, личность очень скоро слабеет, и человек становится подвластным или судьбе, или линии работы, которая в свою очередь находится под управлением воли другого человека: эта воля будет вести его до тех пор, пока не сформируется его собственная воля, способная противостоять как случаю, так - при необходимости - и судьбе».

П.Д.Успенский. «В поисках чудесного».

То есть, Гюрджиев ставит задачу так - личность следует уровнять по силе с силой сущности, после чего она должна отдать бразды правления сущности, а самой занять подчиненное положение. Лишь после этого, по его словам, для человека будет возможно развиваться.

В моем случае личность очень сильна, и как следствие меня уже давно интересует, как может выглядеть доминирование сущности над личностью при котором они перестают если не "толкаться", то по крайней мере воевать. Понятно, что интеллектуальный ответ все еще будет слишком приблизительным и слишком далеким от истины, но он мог бы по крайней мере дать намек, ориентир. Вот подвернулся мультик. Не стану его рекомендовать смотреть полностью (в нем довольно много "шлака"), но вот одна из его серий действительно хороша. Как раз по этой самой теме - разделения власти личности и сущности. И вот я думаю, не о том ли самом говорит гилдмастер? Думается с его словами согласятся многие нонконформисты. Но дело не только в согласии и нонконформизме. Ведь он говорит об очень глубоких вещах - о ВЕРЕ человека и ее значении в его жизни.

Лог горизонт, сезон 2, серия 10, перевод Anidub.
https://www.stormo.tv/videos/260790/a9333-10-mp4/

PS: Все таки японцы - необыкновенные. Взять и на пустом месте такое вот забабахать... Это - культура!

четвертый путь

Previous post Next post
Up