Разбираясь с библейскими текстами мне лично хочется думать, что их авторы были людьми мудрыми и всевидящими. Нормальное такое языческое желание. И не скажу, что это плохо. Скорее напротив - чем больше человек ожидает от книги, чем лучше он относится к ее автору, тем с большим вниманием он к ней подходит. Другое дело, что рано или поздно иллюзии начинают разрушаться. Точно так же развивались мои отношения с Иоанном Богословом.
Чем глубже я вгружаюсь в Апокалипсис, тем больше мне кажется, что Иоанн был не столько провидцем, сколько интеллектуалом, причем в педагогическом смысле достаточно ленивым. Там, где в Ветхом Завете и в Евангелии авторы облекают духовные символы в истории, дабы сделать их более удобочитаемыми, Иоанн просто лепит их в одну кучу, совершенно не заботясь о том, как читатель эту кашу переварит. Да, я в курсе, что есть гипотеза, будто бы он все это увидел своими глазами, но: во-первых эта гипотеза основывается исключительно словах из Откровения, а во-вторых, если вы перестаните заниматься самокозлением (вроде, что вы не достойны или слишком тупы) и попробуете честно нарисовать себе тот образ, который создается текстом Иоанна, то увидите, что картина получается крайне эклектичная и неудобоваримая. Там все противоречит друг другу. И в итоге получается, что, или он видел одно, а написал другое, или вы просто не понимаете языка произведения. В первом случае такой текст является бесполезным, а вот во втором... Короче остановимся на нем.
Вот текст:
4:6 и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади.
Оставим в покое животных (не до них сейчас), разберемся с морем. В той картине, которую рисует Иоанн, вы можете себе представить море перед престолом? Вот у меня, например, если я читаю с самого восхождения Иоанна на небес, вырисовывается только лужа, ну или в крайнем случае пруд - слишком там мало места. И кроме того:
4.4 И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы.
4.5. И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих;
Они что в море стояли? А животные тоже в море? Нет друзья, так не пойдет. Шизофренией я не страдаю и наркотиков не употребляю.
А потому вот моя версия стиля работы Иоанна. Будучи опытным в духовных практиках и интеллектуалом по складу души, Иоанн отлично знал, какие именно символы принято использовать для обозначения тех духовных переживаний, с которыми он столкнулся. Но посколько он не имел ни поэтических, ни писательских наклонностей, то подходил к процессу соединения этих образов сугубо форматорно. То есть, он брал нужные образы и соединял их исключительно стилистически, а уж как итоговую кашу переварит читатель - то, как говорится, "спасение утопающих - дело рук самих утопающих".
Плохо это или хорошо? Я бы вообще не хотел рассуждать в подобных категориях. Таков стиль Иоанна. Если мы его поймем и на него настроимся, то сможем даже извлечь из него пользу. Ведь его стиль совершенно не позволяет укрепиться в нас иллюзии неверного понимания, столь характерной для работы с текстами Ветхого Завета. Да, текст Иоанна трудно читать. Но, заметьте, трудно его читать только НЕПРАВИЛЬНО. Если вы понимаете, как надо с ним работать, то все трудности чудесным образом исчезают.
Итак, возвращаемся к стеклянному морю. Начнем разбор.
- Первый, самый главный символ - это море. Выскажу гипотезу (а я это уже писал в тексте о "
Пахтании океана", что море символизирует область, где человек не может ни жить, ни перемещаться (под водой). Так же море разделяет суши. То есть море вполне может символизировать области бессознательного. На текущем этапе это пока гипотеза, но гипотеза очень многообещающая.
- Следующие образы - вспомогательные. Это: стекло, являющееся твердым прозрачным материалом, и кристалл, указывающий не просто на прозрачность, а на кристальную прозрачность.
Таким образом мы получаем твердое, непоколебимое абсолютно чистое и прозрачное подсознание. Буддисты называют такое состояние ума ваджрарным (алмазным) умом. Вот и все.
А вот как трактует "стеклянное море" некий
Иеромонах Пантелеимон:
Можно предполагать, что это души людей не от мира сего, не волновавшихся житейскими бурями, но подобно кристаллу, отражающему семь радужных цветов, проникнутые семью дарами Благодати Духа Святого. Таким образом, совокупность этих блаженных душ могла представлять как бы море стеклянное, кристаллоподобное, пред Престолом суда, которому они призваны соприсутствовать.
Не правда ли, трактовка похожа?
Исходная запись была опубликована в журнале на DreamWIDTH:
http://quest4sanity.dreamwidth.org/127787.html