В нормальной жизни мы всегда ожидаем, что за каждым словом скрывается та или иная идея, что каждое слово указывает на тот или иной ментальный объект. Но не так обстоит дело в духовном языке. В нем существуют особый вид слов - слова-отрицания. Такие слова ни на что не указывают. Их предназначение заключается в другом - в том, чтобы некоторым способом прерывать процесс ментальной отождествленности. Вот несколько из наиболее известных слов такого рода:
- слово "Бог (который Отец)" отрицает все виды ментальных форм, включая форму бесформенности (вакуум, пустоту и т.п.);
- слово "Любовь" (в трансцендентном смысле) отрицает все виды грубой ментальности, эгоизма, контроля, невежества, включая способность поддерживать или контролировать саму эту Любовь;
- слово "Бессознательное" полностью отрицает способность осознавания, включая способность осознавать эту неосознанность;
- слово "Просветление (Бог-сын)" отрицает всю низшую ментальную активность, включая способность понять умом, что значит ее отсутствие.
Что происходит с большинством людей, которые впервые сталкиваются с духовным языком и еще не умеют с ним обращаться? - Правильно, они вспоминают или придумывают тот или иной ментальный объект (идею, образ, чувство, форму), связывают его с данным словом и дальше, отталкиваясь от этого объекта, пытаются понять, что же именно автор имел ввиду. Естественно, действуя подобным образом, они сразу же попадают в ловушку ложного смысла. И более того, проецируя на текст свои заблуждения, они еще больше убеждаются в том, что находятся на правильном пути. В результате, до тех пор, пока человек продолжает искать опору духовному опыту в словах, он не может достичь "безопасной земли". Слова запутывают его, и он снова и снова теряет в них прямое переживание Бытия.
А все могло бы быть совсем иначе, если человек понимал, что данные слова сами по себе ничего не значат, что они лишь акцентируют внимание на некоторых аспектах работы психики слушающего, которые в данный момент находятся вне его поля осознавания, а должны бы быть в нем. Эти слова просто перенаправляют внимание из области грубой ментальности в область тонкого (духовного) восприятия.
На практике, когда мы говорим о передачи духовного опыта С ПОМОЩЬЮ СЛОВ в тандеме учитель-ученик, 90% нагрузки ложится на ученика и лишь 10% на учителя. Просто потому, что в указанной ситуации учитель в силу самой природы общения не сможет прыгнуть выше, чем язык ему позволит. А прыгнуть-то ой как надо! Получается, что если ученик способен, опираясь на слова, выйти за их пределы, то результат будет, а если не способен, то учитель хоть на ушах стой - толку ноль. Ученик как раньше "проецировал" на все окружающее свои бессознательные устремления, так и дальше будет продолжать это делать. Слова поменяются, а смысл он будет воспринимать точно таким же, как всегда.
Так что, дорогие друзья, очень важно быть честным с самим собой в плане мотивации, с которой мы беремся за "духовные эксперименты". Потому как, каков мотив, таковы и будут результаты. Если единственное, чего человек хочет добиться - это социальное признание, удовольствие и безопасность, то только их он и добьется (в лучшем случае). Но не факт, что конечный результат его порадует. С другой стороны если человек действительно хочет достичь счастья или познать жизнь такой, какая она есть в реальности, то он способен добиться и этого. Но при этом однако же вполне возможно он может и не получить: ни социального успеха, ни безопасности, ни особого удовольствия. Впрочем, все это не так уж и важно, ведь Просветление всегда вырастает изнутри, и никогда извне. А значит, никакие эгоистические усилия не помогут его приблизить.