Жизненный цикл эскапизма

Sep 05, 2011 11:43

"Да, сказки это побег, но это не побег солдата с поля боя, это побег заключенного из опостылевшей ему тюрьмы"
/то ли К.Льюис, то ли Д.Р.Толкиен/

- Как вы могли смотреть эту гадость?!
- Гадость, гадость! Жуткая гадость! Если б вы знали, как я тоскую по вашим фильмам, мистер Фёст! Они ведь и в самом деле могли сделать меня человеком! Но горькая истина, мистер Фёст, заключается в том, что в нашей стране только деньги могут сделать джентльмена человеком, а фильмы мистера Секонда приносят мне деньги.
/Человек с бульвара Капуцинов/


Продолжаю заниматься самопсихотерапией, отрезать и отбрасывать все чужеродное, что на меня "налипло" за последнюю пару месяцев. Будучи эскапистом до мозга костей, никак не могу обойти тему эскапизма стороной. Совсем недавно она уже затрагивалась в постах: " Поток Мирской и Духовный" и " Дополение к посту "Поток Мирской и Духовный"". На этот раз будет рассматривать момент зарождения и смерти каждого эскапистского движения, того, от чего убегают его последователи, и того, от чего это движение в итоге умирает. За примерами далеко ходить не надо. На моей памяти еще свежо воспоминание о Клубах самодеятельной песни, перед моими глазами проходит движуха современных ролевиков, и не нужно обладать большим умом, чтобы видеть, в какую сторону начала развиваться эзотерика и духовность в последние 20 лет.

Помните фильм "Человек с бульвара Капуцинов"? Там главный герой Мистер Фёст искренне верит в то, что синематограф способен перевоспитать этих людей; и действительно, его сеансы поначалу творят чудеса. Бандиты и беспробудные пьяницы, под впечатлением увиденных на экране работ братьев Люмьер и Чаплина, перерождаются и начинают новую жизнь. Бросают пить, учатся этикету. Идиллия длится недолго. Фёст уезжает за свадебными подарками. Когда он возвращается, то обнаруживает, что в городок приехал делец мистер Сэконд (англ. второй) с новым комплектом кинолент. Он показывает зрителям низкопробные боевики, фильмы ужасов, и аудитория быстро возвращается назад в хаос разврата, насилия и пьянства.

Вот именно такие мистеры Сэконды и являются основными поставщиками членов эскапистского движения. Не имея ни желания, ни часто возможности разделить деструктивные ценности общества, некоторые из их "зрителей" забивают на них болт и собираются сперва в небольшие, а потом и крупные группировки, в которых начинают творить свою субкультуру, свободную от официальных ценностей общества. Эскаписты - как правило люди с двойной жизнью. Одну они проводят в обычном мире, со своими родственниками и коллегами, а другую в группе единомышленников. И их оценка ценностей этих двух жизней сильно отличается от оценки нормальных обывателей. Для них настоящая - эта та, которую они творят с друзьями, а обычная жизнь - всего лишь дань выживанию, ни больше и ни меньше.

Очень важным моментом, благодаря которому подобным движениям удается поддерживать свою чистоту, является презрение к деньгам. Чем меньше денег крутится внутри движения, чем ниже его коммерциализация, чем больше чистота намерения его членов, тем чище их отношения. Однако, к сожалению ли, к счастью ли, с ростом численности движения, деньги туда приходят обязательно. Торговля артефактами, дисками, коммерческие концерты и семинары. Людям кажется, что в нашем обществе без финансов прожить невозможно, особенно в тех ситуациях, когда свою жизнь в движении они фактически рассматривают как основной вид деятельности. И вот эта коммерция медленно но верно начинает движение разъедать. И дело здесь даже не столько в самих деньгах, сколько в том, что на этом этапе в данное движение начинают вливаться во все больших количествах члены новой формации, которые уже не имеют такой выраженной идиосинкразии к официальным ценностям общества. И эта новая формация сперва разбавляет движение, а потом и начинает перетягивать одеяло на себя. Если такой процесс продолжается достаточно долго, то рано или поздно движение сливается с нормальной жизнью общества. И тогда, как последним штрихом, общество объявляет его зоной своих интересов и по этой причине начинает считать для себя возможным применять к нему все способы контроля, включая силовые. И очень хорошо, если к тому времени те, кто все начинал, уже повымирали или смогли организовать другой, альтернативный поток. А если нет, то положение их может стать весьма печальным.

За свою жизнь мне довелось видеть следующие виды эскапистского движения:
- как я уже говорил, КСП (отмерло и довольно давно);
- ролевики (в стадии умирания, но пока еще держатся);
- йога и эзотерика (пока еще на пике, но скоро начнет деградировать);
- адвайта (еще на стадии роста, но уже начинается коммерциализация);
- интернет (фактически поглощен общественными ценностями);
- открытый софт (еще активен, но коммерциализация идет полным ходом).

Чуть ранее были (как я писал в других постах):
- поэты серебряного века;
- коммунисты (настоящие, не номенклатурные);
- советские деятели искусства.

PS: Блин, чем дальше, тем больше мне все это напоминает "Игру в бисер".

общество, размышления, психология

Previous post Next post
Up