Как известно, большую часть своего свободного времени я смотрю аниме. И вот я думаю, почему бы не захламить немного свой ЖЖ текстами об этом увлечении? Не знаю уж, какой части моей аудитории это будет интересно... Впрочем, я постараюсь писать в такой манере, чтобы читать было занимательно даже тем людям, которые аниме никогда не смотрели и смотреть не собираются.
Ведь люблю же я читать рецензии на кинофильмы при том, что в кино никогда не хожу.
Этот первый пост - про то какое аниме я люблю, и чем одно аниме отличается от другого.
1.
Одно аниме отличается от другого прежде всего по демографическому признаку сёнэн - сёдзё. Сёнэн - это для мальчиков (это слово буквально переводится как мальчик, подросток возраста от 7 где-то и до 16 лет); сёдзё - это "для дивчонок" (то же самое - слово переводится как девочка, девушка той же возрастной группы). Есть еще сёйнэн и джосей, но это тоже самое, только для постарше, соответсвенно, молодых людей и девушек (от 16 лет где-то).
2.
Я безусловно отдаю предпочтение сёнэну*. Каноны жанра: герой "обычный парень" или "молодой герой" (это, понятно, разные вещи, но суть одна - мальчишки должны себя с ним ассоциировать), с ним 3-7 человек (или там нечеловек, а демонов, оборотней, роботов, зомби - на выбор) накама, то есть товарищей, верных камрадов. С героем и его накама происходят всякие приключения, проходя сквозь которые - и это важнейшая, на мой взгляд, характеристика сёнэна, - они взрослеют и становятся сильнее. Вот это самое крутое, за что я собственно сёнэн и люблю. Герои растут, меняются внутренне, и мне, как человеку, пытающемуся изменить себя, вот это особенно интересно.
Я предпочитаю "молодых героев", потому что "обычные парни" чаще всего ужасно скучные. Сверхественные способности сваливаются на них как снег на голову, просто так, ни за что. Был дурак-дураком, а стал, бля, великий воин. Это поощрение бессмысленной мечтательности меня бесит. А "молодые герои" и так сильные да дерзкие, хе-хе, но им многому предстоит научится. Типа как мне. Хе-хе.
3.
Кроме указанного мной разделения имеется еще куча жанров и поджанров, которых я здесь не касаюсь. Но вот что интересно: большинство аниме, которые так или иначе обрели статус культовых, с трудом поддаются классификации. Так в общем-то везде - мастера и таланты нарушают границы, создавая собственные правила.
Однако у японцев такие нестандарты как будто двухслойные - на первом, внешнем слое, не углубляясь, классифицировать их очень легко. Но стоит всмотреться, вкурить, дойти до -надцатой серии, и вдруг оказывется что это в общем-то даже вообще и не то, а совсем даже и непонятно что, но круто!
Два ярких примера подобного - сериалы "
Евангелион" и "
Юная революционерка Утэна"
4.
Первый маскируется под жанр меха, где огромные роботы. Старый, уважаемый жанр аниме для мальчиков. Но уже с третьей-четвертой серии и дальше по нарастающей понимаешь, что это какой-то замогильный психологический триллер. А где-то с шестнадцатой серии начинается такой шизофренически-апокалиптический пиздец, что на экран смотришь не закрывая рот, улавливая обрывки смыслов и аллюзий и думая "еманарот, ЧТО ЭТО?!". Я, честно говоря, испытывала восхищение пополам с отвращением.
Но заметьте, при этом все внешние признаки жанра меха сохраняются. Более того, лично я считаю мехи (роботов) этого аниме, собственно Евангелинов (или Ев), самыми красивыми мехами вообще. Недавно я, кстати, выложила почти сто баксов за очень качественную фигурку Евы-00 и примериваюсь купить примерно за ту же сумму Еву-02.
4.
"Юная революционерка Утена", в свою очередь, маскируется под махровое сёдзе. Соотвествующий стиль рисования - огромные глаза, ноги в два раза длиннее туловища, безумное количество роз, замковых шпилей и ветра, раздувающего волосы и платья героинь. В сюжете - принцы, принцессы, благородные соблазнители и дуэли на шпагах.
Но все это на самом деле херня. На самом деле это сериал об архетипах и о том, что бывает, если их попытаться сломать. В каждой серии понатыкано огромное количество символов и аллюзий на религиозные и философские темы. Симфоническая и джазовая музыка (8, еманарот, оригинальных альбомов саундтреков по 38 серийному аниме) очевидно слишком крута для просто сёдзе. В каждой серии - песня, исполняемая хором в стиле, ёб твою мать, симфо-рок. Слова этих песен просто выносят мозг. Невероятно, но режиссер этого действа, Кунихико Икухара, до этого снимал небезызвестную "
Сейлор-Мун".
Ну, я думаю, на первый раз все. Дальше буду писать о своих любимых героях и конкретных, любимых, сериалах и фильмах.
*Я подумала, тут надо немного уточнить. Я отдаю предпочтение приключенческому сёнэну, а не гарему и подобному аниме типа "Чобитов", где на голову "обычному парню" (как правило, слишком обычному, туповатому, неуклюжему, пубертантному в худшем смысле этого слова) сваливаются девушка/девушки и ставит/ставят его в двусмысленные ситуации с "пантсу" (трусами, японский вариант английского слова pants), сиськами и пунцовыми щеками. Это порево для малолетних дрочеров я терпеть не могу.