О Японии и о моем мировоззрении - текст, в котором слишком много курсива.

May 24, 2007 15:53

Провела часа два за чтением Википедии. Читала о строении японского языка. "Женский язык" и "мужской язык"; "скромная речь", "уважительная речь" и "вежливая речь"...
Все это очень интересно. И - вот - наконец, я вроде бы поняла, в чем моя давняя проблема с Японией.
(хорошо, наверное, что Хем-сан, которая на мой маленький вопрос о том, как будет по-японски "извините", взахлеб отщелкала в аське страницы полторы объяснений - хорошо, что Хем-сан меня не читает... а может и все равно.)
Я искренне люблю аниме/мангу и признаю совершенно чудесными известные элементы японской культуры, пронизанные благородным минимализмом. Таким образом, не могу сказать, что Япония мне не нравится. У меня именно проблемы с Японией. На уровне чувства, чуть нахмуренных бровей и чуть сжатых губ, с мыслью: "что-то тут не то".
"Не то" лучше всего выражается в конкретной ситуации: в Японии, если ты гайдзин*, то ты - гайдзин. И все. До свиданья. Лично я, русская девушка, если захочу вдруг обрести дом в этой стране, никогда не обрету. Просто потому, что я гайдзинка и это - у меня на лице. Не говорите мне, что я не смогу обрести дома в любой другой стране, где расовые признаки коренного населения отличаются от моих. Не скажу "за всю Одессу", но я жила в Индии, и я знаю: если захочу, в Индии я дом обрету со своей светлой кожей, глазами и волосами.
И не то чтобы я мечтаю переехать в Японию - просто я не люблю закрытых дверей. Причем эта нелюбовь - одно из моих основных человеческих свойств. Вот поэтому у меня лично, в силу моих личных качеств - проблема с Японией.
У них там все так. Это страна определенности, страна статуса и, в конечном счете, страна несвободы. Если ты женщина, то ты женщина - вот тебе "женский язык". Если ты нанят - то на всю жизнь, вот тебе босс, вот тебе корпорация - вперед, ебошь. Если ты, мать твою, самурай, то вот тебе катана, вот тебе бусидо**, а вот тебе ёб твою мать харакири, как единственный путь соблюсти должное. Я хорошо понимаю, даже чувствую, что при таком географическом, мать его, положении не могло сложиться иной ментальности; но эта ментальность мне глубоко чужда, еще раз.
Причем стены этой несвободы постоянно испытывают на прочность сами японцы. Это полностью соотвествует моему представлению о человеческой природе: я не считаю, что "человек рождается свободным", однако уверена, что человеку присуще серьезнейшее, драматическое стремление к свободе. Для начала, все искусство Японии, которое я видела, мне представляется почему-то таким стремлением. Канон в искусстве - как высокая стена между человеком и свободой, но мастера поднимаются над этой стеной и сквозь канон льется и ударяет порыв. Это тоже естественно - или мне кажется? - что столь несвободные в материальной жизни люди должны уметь хоть где-то эту стену сломать.
И - далее - аниме и манга. Я смотрю, в основном, сёнен***. В такого рода аниме у протагонистов всегда есть мечта и совершенно невыполнимая по меркам обычного мира. Сюжет на этом строится, на том, что герои преодолевают обстоятельства, противодействие людей и, главное, самих себя, для достижения своей из ряда вон выходящей цели. И это меня восхищает! Это - про свободу. И вот в эндинге One Piece я слышу, как поющая девушка называет себя "боку" (одна из форм местоимения я). Обычно это слово используют мальчики. Ага.

*гайдзин - чужой, в смысле не-японец; типа гой=)
**кодекс бусидо, первая ссылка в Яндексе, морально-этический кодекс самураев
***сёнен - аниме и манга, рассчитанные на мальчиков от 12 до 18 лет

воинское

Previous post Next post
Up