Совершенно случайно и весьма неожиданно оказалась вчера на "Короле Лире". Настолько неожиданно, что не смогла найти никого, кто пошел бы со мной. И это на контрамарки-то!
Спектакль неплохой, не скучный, есть на что посмотреть. И вот я думаю: увижу я когда-нибудь, где-нибудь совершенный спектакль, единое действо без разницы точности в разных его структурных элементах? Точность - это моя главная характеристика для сценического действия, когда средства выражения полностью соответствуют основной идее спектакля и идее момента. Без этого спектакль может быть, максимум, неплохим, не скучным, есть на что посмотреть.
1.
"Король Лир", пожалуй, моя любимая пьеса Шекспира. Поэтому, отклонив "Контрабас" в четверг, я поскакала на "Лира" во вторник со всех копыт.
Константин Райкин играл Лира. Он, скорее, комический актер. Поэтому его Лир склонялся к фарсу, а трагический пафос, который просто хлещет через край в тексте, отошел на очень далекий задний план. Сцена бури, которая, по идее, должна быть кульминацией всего действа, стала просто грудой быстро, громко и невыразительно проговоренного текста. Может быть, это такое прочтение, тем не менее мне жаль упущенной трагедии.
2.
Конечно, мне было весьма любопытно как в Сатириконе решат Шута. Это интересный персонаж, который, в зависимости от постановки, может превратиться в почти ненужный эпизод, а может стать сильнейшим акцентом всей пьесы. Тут, к моему сожалению, получился первый вариант. Кстати, Шута играла девушка (Елена Березнова). Круто, подумала я, когда она явилась. Ой, как не круто, подумала я, когда она начала играть. Пустое место, зачем ее вообще ввели? Ее реплики легко можно было отдать графу Кенту (Тимофей Трибунцев), о котором речь чуть позже.
Я помню Шута в исполнении Олега Даля в фильме Козинцева. Вот это, я понимаю, даааа. Идеально решенный персонаж, чей драматический потенциал раскручен на полную.
Интересный штрих - в конце первого акта, в буре, Лир-Райкин Шута придушил (в своем помешательстве). Видимо, до смерти. Понятно, у Шекспира этого не было, но у него Шут на самом деле исчез из повествования после бури. В Сатириконе эту небольшую задачу от Шекспира решили подать вот так.
Кстати, это плавно переносит нас в следующий топик.
3.
Сцены-акценты пьесы, узловые драматические моменты. Вот это удушение Шута, ну и финал, который описали почти все рецензенты спектакля (может, еще несколько, но эти мне запомнились). Три мертвые дочери Лира сидят лицом к зрителю за тремя старыми расстроенными пианино. Они падают на клавиши, пианино звенят. Лир, все быстрее и быстрее, пытается поднять одну, другую, третью и, конечно, пока он поднимает одну, мертвая другая снова падает на клавиши. Затемнение.
Сильная сцена, должна вызывать слезы. Но... игра была смазанная, будто актеры несколько не в форме, устали вообще или от спектакля в частности. В результате, я сидела, подперев голову рукой и отмечала спокойно, что сцена сильная. Должна была быть.
Ну, и так везде. Понятно, спектакль довольно старый (2006).
4.
Лучшие актерские работы (как ни странно) - Тимофей Трибунцев в роли Кента и Денис Суханов в роли Глостера. Не главные роли, но и не эпизоды. Лица этих актеров показались мне самыми обычными, незапоминающимся, но их спокойная, без лишних истерик, игра была выше всяких похвал. У Суханова чудесный голос, который особенно заиграл в сценах, где Глостер был уже слеп. Что касается Трибунцева, то он просто жил в роли, работал глубоко, что освободило его от показной мимики и жестов, свойственных многим другим игравшим.
5.
Чудесные костюмы, просто чудесные. Не хочется их описывать, это надо видеть. Отмечу суперскую шляпку со стразами (у Реганы), офигенно стилизованный наряд Пьеро у Эдгара, с черным "жерновом" на шее вместо жабо и цветовое решение сестер: сначала черный, черный и белый (Корделия), а потом Красный (холодный огонь, злодейка Гонерилья), Желтый (эмоциональная лицемерка Регана), ну и тот же Белый у ангела Корделии. И еще классные ботинки у Райкина.
6.
Кстати, женщины очень хороши. Я, конечно, имею ввиду Гонерилью (Марина Дровосекова) и Регану (Агриппина Стеклова). В некоторых местах Стеклова смазывала акценты, но это, как я уже упоминала, общая беда всего спектакля.
Что до Корделии (Марьяна Спивак) то.. эээ.. я не знаю, чего там вообще играть. Ангел, абсолютная хорошая. На эту роль подошла бы любая молодая симпатичная худенькая актриса. Худенькая потому, что она должна контрастировать с более возрастными и в теле (в хорошем смысле) Дровосековой и Стекловой.
Честно, дело не в Сатириконе, я правда не знаю, что должна сделать актриса, чтобы "заиграть" в этой абсолютно никакой роли. Единственное, чего бы мне хотелось от Спивак, это пластики получше. Мервую принцессу она играла гораздо хуже, чем должна была бы.
Ну вот, как-то так. Позитив в том, что я получила очень много впечатлений, которые мне настолько захотелось описать, что я в рабочий день потратила на это несколько часов. Хороший спектакль, че. Не то, что Мастер с Маргаритой во МХАТе Горького.