Путешествие в Вифлеем - в Дом Хлеба. Так когда родился Иисус?

Dec 09, 2011 17:35


Проводя половину детства у своей бабушки, ни один ящичек не был обделен моим вниманием. Все тщательно выдвигалось и пересматривалось содержимое. В баре. ключ которого хранился в часах  с боем, хранились документы и лекарства. Аккуратно достав ключ от бара из потайного места, я принималась за очередную ревизию. Среди документов хранилась очень красивая открытка с изображением маленького Иисуса на руках у счастливой Марии, ягнят и поклонившихся волхвов. Там же лежал и календарик с расчетами Пасхи на каждый год, на обратной стороне которого была изображена Святая Троица (фактически единственное отличие христианства от ислама) ! Но мне больше нравилась открытка. Я могла очень долго любоваться на нее, чуть ли не часами. Тогда мне, маленькой, казалось, что это волшебное место и оно вряд ли существует на земле - только на Небе. И подумать только, что через 20 лет я таки окажусь в том месте, где родился Иисус. В Вифлееме.

Вифлеем считается вторым по значимости после Иерусалима для всех христиан мира. Город расположен на территории непризнанной Палестины и всего в нескольких минутах езды от Иерусалима,его даже можно назвать город-спутник. На иврите он звучит как Бейт-Лехем и в переводе означает Город Хлеба.



Надеюсь я не утомлю вас долгим рассказом о Вифлееме о его святынях и достопримечательностях, рождении Иисуса, а также  попыткой разобраться когда он родился.

Вифлеем упоминается в Священном Писании как «дом Давида». Здесь родился царь Давид, и здесь он был помазан на царство пророком Самуилом. Царь Давид - это второй царь Израиля. Правил он  в общей сложности 40 лет. Он считается идеалом правителя. Согласно еврейскому предначертанию Мессия должен выйти из рода Давида. А согласно христианской традиции, Иисус Христос был как раз из рода царя Давида



Педро Берругете, Давид, XV в.

Одна из величайших святынь христианского мира - Храм Рождества Христова в Вифлееме, построенный на месте рождения Спасителя мира. А в начале ... Вначале это была всего лишь пещера.

Интересно, что Иисус не родился бы в Вифлееме, если бы не перепись. Муж девы Марии - Иосиф, как глава семьи, должен был вернуться в родной город. Мария уже была насносях. Сроки поджимали. Люди они были бедные, и путь в сто километров,именно такое расстояние от Назарета до Вифлеема, с беременной женой на перекладных занял немало времени. Приехав на место они найти жилье уже не могли. Вот вот родящую женщину никто в гостиницах не хотел селить на верхние этажи. Поэтому благочестивому семейству пришлось занять подвал. А так как подвалы в основном были в пещерах, то получается Мария и родила в пещере. Эту пещеру  и нашла царица Елена в III в. и Воздвигла на ее месте храм. Царица Елена вообще личность одиозная. Это бабушка-воин. Только сильная духом и телом пожилая женщина могла отправится из современной Германии в другую часть Света, заниматься исследованиями и поисками христианских святынь, руководить постройками храмов и основывать монастыри по дороге домой к сыну, тому самому великому императору Константину :)

Царица Елена. Капитолийский музей. Фото с Википедии


Уже в предверьи Рождество и сотни тысяч паломников вскоре потянутся со всех уголков планеты сюда - в центр Вифлеема, к большой , мощенной камнем площади, где величаво стоит церковь Рождества Христова. Именно отсюда транслируется на весь мир Рождественская служба!



(Паломники на Рождество Христово в Вифлееме. Фото 1890г.)

Как любой средневековый храм на востоке - храм Рождества Христова не блещет пышностью экстерьера, он больше похож на небольшую крепость.

Зайти в храм можно через небольшую  невысокую дверцу обязательно нагнувшись. Этот западный и главный вход называется "Врата смирения". Раньше это был нормальной большой вход, который был заложен камнем еще в древности, когда завоеватели имели обыкновение въезжать в чужие святыни на лошадях. Чтобы предотвратить подобное осквернение и оставили для входа маленькую дверцу.


Зайдя в середину, нужно пройти еще одни маленькие двери и....



ты попадаешь как будто в другое измерение. Большое не загроможденное пространство, справа и слева ряды из множества колонн.





Ощущение, что находишься на большой площади.


Внизу под полом находится древняя мозаика. На верхней картинке пол закрыт, внизу на фото его уже открыли





И где-то вдали виднеется темный иконостас,



а права возле него улыбается Богоматерь - единственная икона из прославленных икон Божией Матери, на которых Пресвятая Дева улыбается.



Перед  этой чудотворной иконой обычно молятся о даровании детей, их благополучии и семейном счастье. Интересно, что Вифлеемская икона Божией Матери  - была пожертвована в базилику Рождества Христова Русским Императорским домом. Ее риза (облачение) изготовлена из платья преподобномученицы Елизаветы (великой княгини Елизаветы Феодоровны Романовой, 1864-1918 гг.),.Об этой уникальной, святой женщине я не так давно писала в своей дневнике. Икона относится к иконописному типу «Одигитрия», что в переводе с греческого означает «Путеводительница»


Вифлеемская икона Богоматери постоянно находится в церкви Рождества Христова перед входом в пещеру, где Богомладенец появился на свет. Сюда никогда не иссякает очередь паломников. Но боятся очередей не нужно. Что такое час в сравнении с возможностью прикоснуться к святыне.

Под алтарем Кафоликона находится главная святыня базилики - рождественский вертеп, имеющий 12 м в длину и 3 м в ширину. В него ведут две лестницы с северной и южной сторон.

Люди становятся на колени, целуют, молятся. Но никакой суматохи. Все терпеливо ждут, чтобы самим поклониться святыне.

Мне повезло... Я не стояла в очереди, арабы-мусульмане подвели меня к святыне через другой вход.

Еще фото храма перед рассказом о пещере Рождества



сохранившиеся фрески






Совсем как у нас в храмах



Пещера Рождества

Я буду использовать для иллюстрации рассказа несколько фотографий из Википедии, так как просто как то было не по себе фотографировать пещеру и многие фотооткровенно не получились
.

Итак, входим в пещеру - это фотография южной лестницы времен Юстиана Великого, у лестницы 15 порфировых ступеней еше VI века, а портал относится к XII в.


Пещера имеет размеры 12,3 х 3,5 м и 3 м в высоту, то есть она довольно узкая и длинная, ориентирована по линии запад-восток.



Место Рождества находится у ее восточной оконечности. Северная лестница принадлежит католикам, южная православным и армянам, расположены они в восточной части пещеры, симметрично по обеим сторонам от нее. Обычно паломники спускаются по южной лестнице а поднимаются по северной. Иначе был бы хаос! За эти строго следят. Вот как раз я опускалась и поднималась вне очереди по северной лестнице.  
В XII веке бронзовые двери V-VI веков были заключены в мраморные порталы и люнеты над дверями украшены резьбой по камню. Пол пещеры и нижняя часть стен отделаны светлым мрамором, остальное задрапировано тканью или закрыто шпалерами XIX века, по стенам развешаны иконы. Потолок сильно закопчен, на нем подвешены 32 лампады, а всего их в пещере 53 и это число сохраняется уже много веков.

Православный престол. Фото с Википедии


Мое фото. Народу здесь постоянно много


В западной стене пещеры есть дверь, которая ведет в северную часть системы гротов, расположенных под базиликой, в том числе в грот где жил святой Иероним Стридонский. Конечно, вход туда закрыт и запрещен.
Место рождения Христа отмечено серебряной звездой, которая вделана в пол и когда-то была позолочена и украшена драгоценными камнями.  Но та древняя звезда была похищена в 1847 году Звезда, которую можно видеть теперь, была изготовлена по точному образцу древней и укреплена в 1847 году по приказу и за счет средств султана Абдул-Меджида I.



Фото ниже - с Википедии


Звезда имеет 14 лучей и символизирует Вифлеемскую звезду, внутри по кругу надпись на латыни: «Hic de virgine Maria Iesus Christus Natus est» («Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии»). Над этой звездой, в полукруглой нише, висят 16 лампад из которых 6 принадлежат православным, 6 армянам и 4 католикам. За этими лампадами, полукругом на стене ниши, размещены небольшие православные иконы.
Непосредственно над местом Рождества находится православный мраморный престол. На этом престоле имеют право совершать литургию только православные и армяне. Спереди престол опирается на две маленькие мраморные колонны, а в нише над ним сохранились небольшие фрагменты византийской мозаики. В то время когда нет службы престол закрыт специальной съемной решеткой. За престолом на стене укреплены шесть небольших православных икон.
Придел Яслей
В южной части пещеры, слева от входа, расположен придел Яслей. Это единственная часть пещеры которая находится в ведении католиков. Он напоминает маленькую часовню размером примерно 2 x 2 м, или чуть больше, уровень пола в нем на две ступени ниже, чем в основной части пещеры. В этом приделе, справа от входа, расположено место Яслей, где был положен Христос после рождения.





На самом деле яслями у маленького Иисуса была кормушка для животных. Их юная мать по необходимости использовала как колыбель. Внутренняя часть Яслей была вывезена как великая святыня в Рим, в церковь Санта-Мария-Маджоре, там она известна под названиями Sacra culla, Cunambulum или Praesepe.

Вот опять фото с вики


Сама церковь в Риме, где размещается часть ясель


Это было сделано в середине VII века, при папе Теодоре I, через несколько лет после захвата Святой земли мусульманами. Та же часть Яслей что осталась в Вифлееме была обложена мрамором и сейчас представляет собой углубление в полу, устроенное в виде колыбели, над которым горит пять неугасимых лампад. За этими лампадами, у стены, поставлен небольшой образ изображающий поклонение вифлеемских пастухов Младенцу. В приделе Яслей, слева от входа в него, устроен католический престол Поклонения волхвов. Расположенный здесь запрестольный образ изображает поклонение волхвов Христу.
Впервые пещеру Рождества на русском языке описал в начале XII века игумен Даниил, в сочинении «Житие и хождение игумена Даниила из русской земли»:"И там, к востоку, есть место, напротив которого справа - Ясли Христовы. С западной стороны под каменной скалой находятся Ясли Христовы святые, в которые положен был Христос Бог, в рубища повит. Нашего ради спасения все претерпел. Близко друг от друга находятся места те - Рождество и Ясли: примерно три сажени расстояние между ними; в одной пещере оба места эти. Украшена же пещера та мозаикой и вымощена красиво. Под церковью же все выдолблено, и мощи святых тут лежат."

Что это была за пещера. В Иерусалиме и во многих других Израильских городах почти каждый старый дом имеет подвал, созданный природой. То есть почти под каждым домом находится пещера. Даже вплоть до 20 века, там люди могли держать животных, всякие хозяйственные принадлежности.  Нередко дома, стоящие на склоне, имеют в качестве первого этажа пещеру, вход в которую располагается на уровне улицы. Этот этаж использовался как хлев, а семья жила на втором этаже. Во многие такие помещениях сохранились каменные кормушки или ясли, вырезанные в скале, а также железные кольца чтобы можно было привязать животных на ночь. Кстати, в такой пещере совсем не прохладно и немного душновато.

Вот старинная фотография вифлеемского дворика. Нижний этаж как раз и есть вход в пещеры



фото 1898г

Вернемся к истории самого храма Рождества Христова.
Несмотря на многочисленные набеги, которым подвергался Вифлеем за прошедшие столетия, храм Рождества Христова ни разу не был разрушен и считается наиболее хорошо сохранившимся храмом в Палестине.

В 325 году святой царь Константин издал указ о строительстве храмов на месте рождения и смерти Спасителя. Он поручил это сделать своей матери, святой царице Елене. В 327 году она воздвигла церковь Гроба Господня, а спустя три года, в 330 году, начала строительство храма Рождества Христова в Вифлееме, над пещерой Рождества. В IV в. , а именно в 529г храм был полностью разрушен во время восстания против византийцев в Самарии. Но  по просьбе Саввы Освященного (о его Лавре я обязательно буду писать) полностью был восстановлен мастерами, присланными императором Юстинианом (527-567гг.) Кстати, этот император остроил множество христианских храмов и монастырей (вспомним монастыр св. Екатерины на Синайском п-ве, Египет).

Полностью восстановленный Юстинианом храм сохранился во время персидского нашествия (612-629 годы), о чём повествует легенда, известная с IX века: «Святая Елена распорядилась украсить церковь с западной стороны мозаикой, изображающей Богоматерь с Младенцем на груди и поклонение волхвов. Персы, по их прибытию в Вифлеем, были поражены картиной персидских волхвов-астрологов, их соотечественников. Из-за благоговения перед предками они сохранили церковь».
При завоевания города халифом Аль-Хакимом в 1009 году базилика также не пострадала. Это большой плюс в перекрученную биографию Аль Хакима. Египетский халиф был долгое время известен под именем Безумный. Ему предписывалось разрушение многих храмов, в том числе и христианских. Слухи о том, что он разрушил храм Гроба Господня в Иерусалиме послужили началом .... крестовых походов. Вообще, то я рекомендую почитать хотя бы эту статью, чтобы понимать что это был за человек.

Также хочу отметить что Иисус Христос у мусульман считается одним из главных пяти Пророков, и называют они его так - Иса бин Мариям салляллаху аляйхи васаллям - Иса сын Мариимир ему и благословение Господа. По исламу именно пророк Иса будет стоять возле Господа на Страшном Суде. Так что мусульмане всегда почитали места, связанные с Иисусом Христом. И храм Базилики Рождества Христова они тоже не трогали, лишь южный трансепт храма был ими отделён и использовался как мечеть.

Так исторически сложилось, что развитие Вифлеема шло вокруг места рождения Христа. Поэтому, если вы находитесь в Вифлееме и хотите пройти к храму Рождества Христова, то вам просто нужна центральная площадь.



(Храм Рождества Христова. Воробьёв. 1833 г)

Вечером зайдя вновь в храм, я попала на службу и сделала пару фотографий. Храм сразу преображается  - так много света







Кстати, Рождество ни 25 декабря ни 7 января раньше не отмечали. Лишь с IV в  было предложено отмечать этот день. Скорее всего Иисус родился осенью (об этом ниже), но точно не зимой ;) . Но в 354 году христианская церковь избрала день, когда отмечался самый популярный зимний праздник - языческий праздник - день зимнего солнцестояния, в качестве наиболее удобной даты для празднования Рождества Христова. В 1582 году при римском папе Григории XIII была проведена реформа юлианского календаря, введённого ещё римским полководцем Юлием Цезарем в 46 году до нашей эры. В результате реформы было ликвидировано отставание юлианского календаря по отношению к солнечному году. Россия стала пользоваться новым календарём, получившим название «григорианский», только в 1918 году. Но русская православная церковь до сих пор использует юлианский календарь, который отстаёт от григорианского на 13 дней. Именно поэтому православное рождество приходится на 7 января.


"Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока, и говорят: где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка... Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды. И, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце, и когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидевши же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и вошедши в дом, увидали Младенца с Мариею, Матерью Его, и падши поклонились Ему, и открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну." (Мф.2:1-11).



Кстати, думаю, что не лишним было бы напомнить почему такие подарки принесли Иисусу.

Золото - как истинному Царю - как Тому, Кто явил человечеству свет истины, - слово, учение, идеологию смирения и любви, единственно достойную царствовать в умах и сердцах человеческих.

Ладан был принесен Иисусу уже как Богу и Священнику - как Тому, Кто Сам Себя принесёт в искупительную жертву за грехи всего человечества.

Смирна - это благовонный бальзам, мазь, которой умащивали тело покойника, готовя его к погребению. Смирна была принесена новорождённому Мессии как дар человеку, которому надлежит умереть. Христос и Царь, и Священник, но Он же и Жертва - Агнец Непорочный, приносимый за грех мира. И этот, последний дар, и был прообразом великой и смиреной Жертвы. Неоценимой жертвы Христа.

С годами рождения тоже очень напутано.  В 1977 году английские астрономы Д.Кларк, Дж.Паркинсон и Ф.Стефенсон провели анализ китайских и корейских астрономических хроник за период с 10 г. до н.э. по 13 г. н.э. и отождествили Вифлеемскую звезду с наблюдавшейся в течение 70 дней вспышкой яркой Новой звезды весной 5 г. до н.э.

Астроном Майкл Молнар сравнив символику  римских монет и труд обращенного в христианство астролога Константина Великого Фирмикуса Матерниуса «Mathesis», написанный в 334 году новой эры, утверждает, что Вифлиемская звезда представляла собой фактически двойное затмение Юпитера - редкое астрологическое соединение, произошедшее в созвездии Овна 20 марта 6 года до новой эры и  повторившееся снова 17 апреля того же года. Но мы знаем, что Вифлеемская звезда  вспыхнула и сияла по ночам на востоке в течение семидесяти дней весной 5 г. до н.э. Значит более года после соединения Юпитера и Сатурна в знаке Рыб маги в Персии, воспринявшие это соединение как знамение будущего рождения Царя Иудейского, предсказанного в их священной книге Авесте Спасителя, ждали нового знака с неба, и дождались его весной. Путь из Персии в Иерусалим занимал пять/шесть месяцев, и они прибыли в царство Ирода Великого осенью 5 г. до н.э., скорее всего в конце сентября или октябре.

Ошибка в летосчислении произошла по вине архивариуса Папы, скифского монаха, Дионисия Малого, который начал расчитывать Пасху и год рождения Иисуса. Из-за путаницы в периодах царствования некоторых императоров,  он не учел того, что император Август в начале своего правления в течение пяти лет царствовал, как Октавиан, а затем еще и как Август. Кроме того в своих подсчётах Дионисий  не использовал "0". А римская церковь опираясь на расчеты Дионисия, ошибки не учла и в 533г  перешла на новое исчисление. Кстати, интересно что новое летоисчисление в России было введено в 18в. по указу Петра I, которым предписывалось вместо 1 января 7208 г. "or сотворения мира" считать 1 января 1700 г. "от рождества господа бога и спаса нашего Иисуса Христа".

Кстати, с внешностью Иисуса поступали еще хуже.
Первая мукла была создана католиками. Просто меня Боженька, за такое, но действительно так перепоганить образ Сына Божего, это надо уметь. Ну вы видели такого живого человека? Вот и я тоже. Мукла муклой


Классическая православная икона. Ну это такой род иконописи Тут вообще никто на себя никогда не похож


И лично мне не так близок образ с Туринской плащаницы



Как образ нормального еврейского мужика
Потому что это человек, человек, который пытался доказать, образумить научить любить, который плакал и смеялся, который проявлял сочувствие  и веселился с друзьями. Образ нормального человека. Такого по подобию внешнему как мы, но по сердцу Сына Божего, пострадавшего за Нас.



Что еще находится в Вифлееме
Было бы не честно рассказывая о Вифлееме обойти стороной эти достопримечательности.

Рядом с Базиликой Рождества находится католический храм св. Екатерины. Этот францисканский храм был построен на руинах храма крестоносцев в 1882г. Про Екатерину я много написала в своем рассказе о Египетском монастыре на Синае. В  Вифлеемской церкви есть и могила св. Иеронима. Иероним Стридонский  известен как знаток и толкователь Священного писания, как переводчик Библии на латинский язык, как основоположник христианской историографии. Здесь он жил и охранял пещеру Рождества. Из католического храма св Екатерины в ночь с 24 по 25 декабря транслируется католическая Рождественская служба.







Напротив базилики Рождества Христова находится самая старая мечеть города - мечеть Омара, названная в честь Омара (Умара) ибн аль-Хатабба (581-644), второго халифа.Захватив Иерусалим в 637г, этот халиф поехал в Вифлеем,, чтобы выпустить закон, который гарантирует уважение к святыням, и безопасность для христиан и духовенства. По легендам Омар молился в месте местоположении мечети. А сама мечеть была построена в 1860 на земле, которую пожертвовала греческая православная церковь. Реконструкция была произведена в 1955 во время иорданского контроля над городом.


 В интернете нашла курьезный факт. Оказывается, "в прошлом, до появления лампочек, мусульмане и христиане Вифлеема использовали оливковое масло для совместного  освещения площади, мечети и храма Рождества." Так что это там далеко они кажутся такими разделенными, разными, несовместимыми. Здесь в Израиле все три религии очень тесно переплетаются. И находясь в Израиле - особенно в Иерусалиме, Вифлееме, пустынях, кажется что ты глубоко под землей путешествуешь по корням этих трех деревьев и тебе здесь и не видно их верхушек и что они находятся там вв вышине на приличном расстоянии друг от друга - здесь под землей даже не определить по чьим ты корням ходишь да и не важно. Важно, что это живое и что оно переплетено в одно целое.

Ну и напоследок полезный совет. За все свое пребывание в Израиле-Палестине, только в Вифлееме были саааамые дешевые фрукты!
Просто фотографии обычного Вифлеема




Израиль, ислам, Палестина, христианство, фото

Previous post Next post
Up