Выехав рано утром из Иерусалима, в сторону мертвого моря, я некоторое время внимала рассказам гида о земле молока и меда, заглядываясь на пейзажи за окном. Въезжая в Палестинскую автономию, предъявлять паспорта было не нужно, а вот обратно, кстати, могут и попросить. Мы, не останавливаясь, проехали пару контрольных пунктов, очутились в одном из самых старых городов Палестины - г. Хеврон (Аль- Халиль - араб.) . Находится он совсем недалеко от Иерусалима, всего в 36 км.
большие фото под катом
По преданию, сам Адам был создан из красной земли, взятой именно на месте теперешнего города Хеврон. В этих местах до сего дня встречается почва темно-красного цвета. Согласно преданию, после изгнания из Рая прародители жили в одной пещере в окрестностях Хеврона. Местные жители так нарекли её «Пещерой Адама и Евы».
(Вид на Хеврон 1912г)
Здесь, в Хевроне, жил и Авраам с Сарой и ему было явление св. Троицы под Священным Мамврийским Дубом, предрекшее Аврааму рождение сына Исаака. В главной святыни Хеврона - пещере Махпеле , согласно монотеистической традиции, были похоронены первые люди, Адам и Ева, а также библейские патриархи и их жёны - Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка, Иаков и Лия. Здание, стоящее на месте их предположительных захоронений, сохранилось, по меньшей мере, со времён Ирода.
Пещера Махпела расположена в центре современного Хеврона. В этой пещере вроде бы как проводятся отдельно богослужения у мусульман и евреев. Из-за того, что
25 февраля 1994 года житель Кирьят-Арба Б. Гольдштейн совершил теракт, убив из автомата 29 молившихся там мусульман из Хеврона, а затем был убит молившимися. По всей видимости, этот факт и помешал нам посетить эту святыню.
К сожалению, из-за невозможности посетить это место, я не могу проиллюстрировать вики-рассказ о пещере своими фотографиями, поэтому я пользуюсь чужими, найденные на просторах сети Интернет:
Над пещерой возвышается древнее монументальное строение со стенами высотой до 12 м. Кладка (тёсаные камни длиной до 7,5 м) характерна для эпохи Ирода, однако практиковалась и ранее. Иосиф Флавий сообщает, что гробницы патриархов сделаны искусно, из прекрасного мрамора, однако не упоминает внешнюю стену. Согласно Талмуду (как и мусульманской традиции), гробницы Авраама и Сарры расположены в центре строения, Иакова и Лии - в северо-западной части (вероятно, у первоначального входа), Исаака и Ревекки - в юго-восточной части. Изначально строение было, по всей вероятности, без крыши.
Склеп патриархов. Молитва возле могилы праотца Исаака. Фото М. Мильнера. Государственное бюро печати. Израиль.
В византийскую эпоху южная оконечность здания с гробницами Исаака и Ревекки была превращена в церковь, ставшую впоследствии мечетью. В полу мечети имеются два отверстия, ведущие в пещеру, одно - закрыто каменными плитами, другое - открыто; сюда, по мусульманскому обычаю, опускается неугасимая лампада. Вид подземелий Махпела пещеры неизвестен, однако по записям путешественников можно заключить, что они представляют собой двойную пещеру, соединённую проходом; возможно, что имеется ещё одна, внутренняя пещера. О существовании входов в эти пещеры, кроме находящихся в мечети отверстий, неизвестно.
Похороны Сары, Гюстав Бюре.
В 1267 г. мамлюкский султан Бейбарс I запретил евреям и христианам вход в пещеру, хотя евреям было дозволено подниматься на пять, а позднее - на семь ступеней по внешней стороне восточной стены и опускать записки с просьбами к Богу в отверстие в стене возле четвертой ступени.
Архивные фото
Через 700 лет, после Шестидневной войны (1967), доступ в пещеру Махпела был открыт для всех. Она стала местом паломничества евреев, где они возносят молитвы у гробниц патриархов. Территория памятника находится в ведении мусульманской общины, однако часть комплекса в определенные дни функционирует как синагога. В остальные дни Махпелу посещают мусульмане.
Архивное фото
Могила Авраама. Современное фото
(Пещера Махпел. Фото 1906г)
Также, рассказывая о Хевроне, нельзя забыть тот факт, что знаменитый царь Давид именно здесь был провозглашен всеизраильским царем над ним совершилось торжественное помазание на царство.
В наши дни Хеврон остается одним важных по своему религиозному значению городом для мусульман, иудеев и христиан.
вид на Хеврон с монастыря
Однако, следует заметить, что Хеврон в основном это мусульманский город. Здесь проживает всего около 600та евреев и 150тыс. арабов-палестинцев. Это не очень спокойный город. Город разделен на два сектора, при чем даже не условно. Один сугубо палестинский, во втором как раз и находятся еврейские кварталы и живут 30 тыс. палестинцев. Хотя этот сектор и охраняет израильская армия, а также фактом остается наличие 16 пропускных пунктов между двумя секторами города, в Хевроне часто вспыхивают вооруженные конфликты.
Священное древо Авраама - Мамврийский дуб
Знаменитый Мамврийский дуб, представляющий собой одно из древ дубравы Мамвре, у которой и произошло первое в мире явление человеку Святой Троицы. В самой Библии не упоминается какой-то определенный дуб, но свидетельства о нем появляются уже в I веке Р.Х. Иосиф Флавий называет его Огигесом (великаном). Во время Флавия считалось, что этот дуб стоит от сотворения мира. И согласно преданию, конец времен наступит тогда, когда Мамврийский дуб не даст ни одного зеленого листа.
Мамврийский дуб.1890г(Открытка 1890г.))
В настоящее время дуб представляет собой почти засохшее дерево, ствол которого поддерживают металлические подпорки. Увядание началось в конце XIX века, когда многие паломники нещадно обрывали со священного дерева кору. Последний зелёный лист на нём наблюдали в апреле 1996 года. В последний год ХХ в. около засохшего ствола появился молодой корневой побег, что дает нам всем надежду на выживание дерева.
Правда я этот побег не увидела.
Мамврийский дуб обнаружил начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин). Он исследовал окрестности Хеврона, сверяя свои наблюдения с библейскими текстами и рассказами местных жителей. Поэтому в 1868 году он приобрёл участок земли, на котором произрастало священное древо. Место стало привлекать русских паломников, так постепенно площадь владений Русской Церкви расширялась. В XX в. поблизости дерева Авраама был выстроен монастырь Святой Троицы, но строительство велось не сразу.
Вначале, недалеко от древней святыни - мамврийского дуба - в 1874 г. стараниями отца Антонина был построен каменный двухэтажный дом для паломников. Когда в 1884 г. здесь побывали два патриарха - Иерусалимский Никодим и Константинопольский Иоаким III , то они «благословили на сем месте быть храму Божию».
Но причине сложной ситуации в городе, где проживали в основном мусульмане, вопрос о постройке храма был поднят лишь в 1904г. начальником Русской Духовной Миссии архимандритом Леонидом (Сенцовым).
С 1906 по 1914 гг. проходил тяжелый процесс получения турецкого фирмана на строительство и освящение храма.
31 мая 1925 г. Иерусалимским патриархом Дамианом храм был освящен во имя святых Праотцев, а приделы - правый во имя Пресвятой Троицы и левый во имя святителя Николая.
Чудотворная икона с дарами.
С 1922 года принадлежал Русской зарубежной церкви. В 1997 году при содействии Ясира Арафата передан Московскому патриархату. Время приема паломников - ежедневно с 10:00 до 16:00
Мамврийский дуб. Колорированное фото начало ХХ в.(Колорированное фото начала ХХв.)
Животные возле церкви
Внизу: прощальный взгляд на Хеврон.