Jan 21, 2015 11:03
Несмотря на то, что моя френд-лента кишит левиафанами, тоже вставлю свои 3 копейки, ибо посмотрел.
1. Фильм не конъюктурен (ожидаемо), хотя и остросоциален (не ожидал от Звягинцева). Предыдущие три фильма, пожалуй, сильнее.
2. Кричман, как обычно, невыразимо хорош. Цвет и свет исключительны.
3. Не согласен, что главный герой - терпила. Терпила - типичный "маленький человек" Достоевского, типа капитана Лебядкина или Мармеладова. Все плохо, сил нет, руки опустились, плыву по течению. Тут в человеке есть огонь, который ему не хочется тратить на херню. Отобрали дом - пойду в менты, будем жить дальше. Люди, которые характеризуют Колю "терпилой", сами не чувствуют вкуса жизни.
4. Власть и церковь нарисованы нисколько не карикатурно. Я мало общался и с теми и с другими, но этот небольшой опыт позволяет верить снятому. Снимали гораздо более черную чернуху ("Курочка-Ряба") и столько воплей не было. Более того, если кто-то думает, что чернуха специфична для России, это неправда. Есть европейское кино ("Время цыган", "Фландрия", что-то про парижских клошаров было), да и американское можно вспомнить можно (навскидку не скажу, но было что-то по Кингу, например). Церковь вообще себе много позволяет в плане критики вполне безобидных вещей. Им бы для начала по ленте новостей пройтись, поискать соринки в своих глазах. А так - гоббсовский Левиафан с мечом и крестом показан правдиво и наглядно.
5.Интересно мнение местных властей о том что нельзя показывать фильм, т.к. герои много пьют. Во-первых, я был на севере с десяток раз и видел, что, в общем-то на Севере и правда пьют, на взгляд - больше, чем в Москве. Во-вторых, в "Особенностях национальной ..." пьют больше и дебильнее. И это - "народное кино".
6. Есть в фильме сомнительные моменты. Визуально - это терраса с хлипким остеклением и комнатными цветами, которой в тамошнем климате быть не может. По части образов - скелет кита, символизирующий мимикрию бандитства и РПЦ под государство - кривая идея, подразумевающая, что где-то есть "истинное" государство. Так вот мне кажется, что "истинного" государства нет и быть не может. По крайней мере для русских-российских.
7. Интересен рассматриваемый дуализм Иов-Иона в речи местного попа. То есть если государство - бог (или его проводник и "власть от бога"), то Коля - Иона (ослушавшийся бога и за это проглоченный Левиафаном). Если бог - вне государства (в полезной обществу и насыщенной жизни Коли), то Коля - Иов (которому, по идее, жизнь когда-то должна воздать за страдания). Но раз кино называется как называется, по мнению режиссера, не воздастся, а бог вторично попросит Иону быть пай-мальчиком и пойдет Иона делать что говорят. То есть, исходя из этой притчи в режиссерском прочтении, религия зла не только в средствах, но и в целях. Тут, конечно, серьезно попахивает двушечкой, как говорят хорошие люди из френд-ленты.
8. Обидно, что скорее всего, это последний фильм Звягинцева как российского режиссера. Если и не запретят напрямую, то нервов попортят и в следующий раз точно денег не дадут. А Запад даст Оскара (назло "вате"), потом и денег (потому что есть "Оскар") и будет снимать Звягинцев о жизни исландских рыбаков или колумбийских наркодилеров.
P.S. шикарный кадр - развалины церкви, подсвеченные костром изнутри. Нет, я ничего не имею в виду. Просто красиво снято.